пятница, 21 августа 2015 г.

A little bit of the past

                                                      Mariupol-city




alt



             Н е м н о г о

                           о

                              п р о ш л о м



alt


                     Хочу вернуться, в общем-то,  недалекое, как по мне, прошлое. Хотя для более молодых это уже довольно далекое,…
                  Так как я большую часть своей жизни прожил при Советском Союзе, то и воспоминания мои будут именно о тех временах.
alt

                Начну с конца. СССР развалили деятели, о которых на данный момент уже почти все забыли. А они тогда на волне «сепаратизма» очень хотели власти. Правда, у власти дольше всех продержался покойный Ельцин, но как сейчас его вспоминают? Только в отрицательном ключе – пьяница, положил Россию под США и т.д. и т.п. А остальных так вообще не вспоминают. Да и дышат они уже на ладан…
             Начну с собственной персоны. Тут конечно будет некоторое повторение, так как я  в ранних очерках рассказывал довольно много о своей жизни. Но так как постов в блоге более двухсот, то вряд ли кто будет копаться и искать что-то.
           Отучившись восемь классов в школе, летом 1964 года, я спокойно поехал на довольно большое расстояние из Ейска в Херсон. Напомню, что было мне пятнадцать лет с копейками. Тогда через Азовское море ходили пассажирские теплоходы ОМ 335,ОМ 311 и так далее.
alt
alt
alt
Билет стоил 1 р.20 коп. Четыре часа и ты в Жданове (Мариуполь сейчас). Ну, ОМ были речные и ходили только из Ейска в Жданов и обратно. А вот из Жданова на порты Черного моря, в те времена, ходили морские пассажирские суда.

Ходила т/х «Молдавия»
alt
и малыши- т/х «Кара-Даг»,  «Аю-Даг» и пр.
alt
alt
alt
И проездные билеты на них были не дорогие, вполне доступные простому работяге.

           Немного позднее, в 70-х годах прошлого века, по Черному и Азовскому морям стали возить пассажиров суда на подводных крыльях – «Комета» и «Вихрь».
alt
alt
А по реке Днепр ходили речные суда на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор».
alt
alt
Билет на «Комету» из Ейска до Жданова стоил 3р.60 коп. и шел теплоход всего 1 час 20 минут. На речном  «Метеоре» из Каховки до Херсона я доехал за 1 р.80 коп.

         Напомню, что средняя зарплата тогда в СССР была 120-140 рублей. Да и пенсии были хорошие. Мой отец, например, вышел на пенсию в 1973 году. И пенсия у него была 120 рублей, т.е. на уровне средней зарплаты по стране. Так он же был простым каменщиком. Они с тетей Полиной (он жил с ней последние шесть лет) смогли за год сэкономить 700 рублей. Приехали к нам в Жданов и довольно прилично скупились.
        Так вот, билет на поезд от Жданова до Херсона стоил всего 6р.60коп.
alt
alt
То есть тоже любой работающий человек мог позволить себе эту поездку. Я так частенько ездил в купированных вагонах, и это будучи курсантом мореходного училища.

       В мореходке я был на полном государственном обеспечении. Нас, в общем-то, неплохо кормили и выдавали всю необходимую одежду.
alt
Рабочую одежду, в которой мы ходили на занятия и на практику и выходную. Летнюю и зимнюю. Выдавали нам и стипендию. Правда, небольшую,6 рублей в месяц. Но это так, на конфеты и на кино. Билет в кино стоил 25 копеек, детям – 10 копеек.
alt
Проезд в троллейбусе- 4 копейки, трамвае -3 копейки.

          Я сын каменщика и уборщицы смог в СССР получить приличное образование. Практически бесплатно. Я нигде и ни за что не платил. Если голова своя варит нормально, зачем ещё кому-то платить? Учась в Одессе в Водном Институте, я сам делал все необходимые работы и  с первого раза сдавал все экзамены. А некоторые так практически всё покупали. В Одессе, в те времена, в поте лица работало несколько подпольных фирм, обслуживающих  студентов. Купить можно было все - от контрольных работ до самых сложных дипломов.
      Так вот, я очень сомневаюсь, что в наше нынешнее время отпрыск бедной семьи сможет получить хоть какое-то образование. Даже в общеобразовательной школе постоянно с родителей требуют деньги, а что уж говорить за техникумы и институты…
          Из моих сокурсников в мореходке почти все были из небогатых семей. Так вот, довольно многие из тех, кому посчастливилось окончить мореходку, сделали неплохую карьеру. Многие стали капитанами, а некоторые сделали карьеру в других областях народного хозяйства.
         Чтобы исключить вопросы, уточню, что в нашей роте судоводителей, в мореходке, за четыре года обучалось  всего более ста человек. А вот сдали Государственные экзамены всего 43 человека. Очень жесткие требования тогда к нам предъявляли.
           Моя супруга, когда созрела для решения, что хватит быть простой рабочей, в 39 лет окончила ВУЗ и, со временем, стала директором предприятия. Возможно ли сейчас такое? Очень и очень сомнительно…
alt

          Отпуска у нас всех были по 24 рабочих дня. Если кто знает, то в западных странах таких длинных отпусков не было и нет. Две недели-это максимум.
         Конечно, на каждом предприятии делали график отпусков с разбросом по всему году, чтобы не оголять производство. Но я, например уже с декабря старался закрепить за собой месяц, необходимый мне для  отпуска.
          В отпуске в те времена, практически любой работающий мог взять себе путевку в дом отдыха или санаторий.
alt
alt
alt
alt
Так как мои родители жили в Ейске, а там есть хороший санаторий, то я неоднократно, приезжая в Ейск, покупал за небольшие деньги курсовку и лечился в санатории. Жилье мне, понятно, не нужно было, а вот кормили меня по той же курсовке совсем неплохо.







август 2015