вторник, 29 декабря 2015 г.

Azov Steamship Company-2

                                                                             Mariupol-city






                            А З О В С К О Е 

                                      М О Р С К О Е

                                           П А Р О Х О Д С Т В О -2

                

                   Продолжение. Начало смотрите в – Азовское Морское Пароходство.



                     Так вот, я и Сережа Проценко вышли в рейс на т/х «Николай Гоголь» практикантами.

        

           Т.е. учениками. Зарплаты в рублях нам было не положено. Только в инвалюте. Да и то половина ставки матроса 2-го класса. Ну, и это было кое-что. А то в 1966 году в каботаже мы вообще отработали всю практику бесплатно. Только за питание на судне.
              Сережа Проценко проживал на нижней палубе вместе с матросами, а мне повезло больше. Мне отдали каюту для лоцмана. Это была одноместная  хорошо оборудованная каюта. Находилась она рядом с рулевой рубкой, на верхней палубе. И я, естественно, постоянно околачивался в рулевой рубке. Благо, что свободного времени у нас было навалом. Мы ведь только четыре часа, с 08.00 до 12.00 работали на палубе у боцмана. А остальное время были свободными.
           И вот в один из дней в этом рейсе, я выбрал момент и обратился к капитану, который в это время поднялся на мостик. Мы шли в открытом океане и капитан не был занят. А тут надо добавить, что капитан был незадолго до этого начальником Сахалинского пароходства.
           Я ему обрисовал ситуацию, в которую попал при распределении  в училище. Он внимательно выслушал и сказал, что теперь этот вопрос могут решить только в Министерстве Морского Флота СССР. Пиши прямо министру, - сказал капитан,- что тебе терять?
          Тот рейс на Кубу описан в более ранних очерках, так что повторяться не буду.
           Придя из рейса в средине июня, я сразу же написал письмо министру морского флота. Я написал, что сам родом из Ейска, родители живут там же и попросил перенаправить меня поближе к дому, в АМП. Я, конечно, понимал, что шансов на удачу у меня, практически нет. Какая-то сотая доля процента, не более. В министерстве довольно много пароходств, а мореходных училищ и средних и высших ещё больше. В них работает и учится множество людей. И вдруг какой-то курсант просит поменять ему назначение…

         И вот, в начале августа 1968 года, после сдачи какого-то экзамена, мы сидели в аудитории и готовились к очередному экзамену. Вдруг заходит командир роты, капитан-лейтенант Котов Н.Д. и обращается ко мне, называя мою фамилию. Согласно радиограммы начальника отдела кадров Министерства Морского флота - говорит он,- вам  изменено назначение на Азовское Морское Пароходство. Николай Дмитриевич отчеканил, по военному, эту фразу, повернулся и вышел. Я только успел кивнуть головой.
          Все были в шоке! И бросились ко мне с расспросами. Дело в том, что, как я уже рассказывал выше, в Азовское Пароходство хотели все! А попали только пятеро-Анатолий Фурсов был у нас старшиной роты и имел вызов из пароходства, так как до мореходки там работал, Володя Волович тоже получил вызов по той же причине, Паша Соколов был старшиной, А Олег Фесун и Володя Захаров закончили училище с красными дипломами. То есть в Жданов попала элита. И тут я, какой-то середнячок, тоже туда же. Ну, я не стал скрывать, так как не видел в этой ситуации ничего тайного и необычного. И, насколько я знаю, несколько человек тоже написали такие же письма. Но, поезд уже ушел…
            А я до сих пор, считаю своей сверхудачей  в моей жизни этот случай.
            31 августа 1968 года мы отметили окончание училища в ресторане «Днепр». В начале сентября я отвез супругу к своим родителям в Ейск, немного отдохнул и направился в Жданов, устраиваться на работу в АМП. Поселили меня в общежитии моряков по проспекту Нахимова 7.А отдел кадров был в том же здании, на втором этаже. Так что все было рядом.
            Самые большие проблемы были в подтверждении визы для выхода за границу. В отделе кадров был специальный инспектор, кажется Зотов, который занимался проблемами виз для моряков. Так вот он требовал идеального заполнения анкеты. Приходилось по нескольку раз её переписывать. Потом я хранил копию до самого окончания своей плавательской эпопеи. Потом была медкомиссия. Ну, с ней у меня 20-ти летнего парня проблем не было.  И вскоре я получил направление на судно. Матросом на т/х «Фирюза».




Матросом,потому, что в период обучения в мореходке, я не смог набрать норматив по плавательскому стажу,т.е. цензу. Не хватало, кажется, месяца три. А проработал я матросом до лета 1969 года.



          Работа матросом для меня ничего сложного не представляла. Я уже работал в 1967 году в Керченском Морском Рыбном Порту, на практике, полгода  матросом на буксире «Ямал», так что все знал хорошо.
        На т/х «Фирюза» я сделал всего два рейса. Один на Маргеру (Италия),

это рядом с Венецией и один на Пирей (Греция),




это рядом с Афинами. И вынужден был уйти. Хотя в те времена на суда типа «Ф» попасть было невозможно. Дело в том, что эти суда чаще всего ходили на Италию. А в Италии была самая лучшая отоварка.  А ещё эти суда имели весомый конструктивный недостаток. Они не могли идти в открытом море в балласте, т.е. почти пустыми. (Когда судно пустое, то в специальные емкости, так называемые балластные танки набирается морская вода и судно немного притапливается) И в связи с этим, выгрузившись в каком-либо итальянском порту, судно ходило по разным портам Италии и собирало груз на Союз.

              Причину своего ухода с т/х «Фирюза» я расскажу в следующем очерке.



         

        


           Продолжение смотрите в Азовское Морское Пароходство -3.



                  декабрь 2015