понедельник, 21 декабря 2015 г.

Communal apartment -2



                                                                              Mariupol-city





,
                  К О М М У Н А Л К А – 2




                   Продолжение. Начало смотрите в – Коммуналка.
                      

            
                     Рядом с комнатой семьи Жуликовых есть дверь в подвал, где  в двух небольших комнатках жила семья Зобовых. Сейчас этот подвал залит бетоном, а тогда они жили в нем. Окна были под потолком и выходили в  проход между домом и клубом завода. Жила уже довольно пожилая мать и две уже взрослые, старше меня, дочери. У одной так был свой сын.

   Мама во дворе,возле квартиры Жуликовых.Слева видны окна клуба.



На фото немного виден домик Фиры Исааковны Гескиной. Он был пристроен к столовой. В нем было две комнатки. Вначале Фира Исааковна жила с сыном Юрием, а потом приняла мужчину, дядю Колю. У дяди Коли был автомобиль, Запорожец. Дядя Коля  умер за рулем автомобиля в городе, вскоре после моего отъезда из Херсона.
                   

 Прямо -домик Фиры Исааковны.Слева внизу окна из подвальных комнат Зобовых и магазина.Справа - клуб.  Вверху,справа - налево,белая пристройка -перестроенный  домик Жуликовых.Вверху окно Ксении Ивановны, затем два окна квартиры Лысенко и окно нашей большой комнаты.

               Сын Фиры Исааковны, Юра, вел какой-то безалаберный образ  жизни. Потом уехал в Израиль и пропал. С концами. Фира Исааковна, как участница войны, получила квартиру в многоэтажке, но сына так и не дождалась. Умерла.
                        Справа, по проходу, находился заводской клуб. А через стену от клуба была заводская столовая. Вход в столовую был с улицы Пограничной (в этой столовой была наша свадьба в декабре 1966 года.) Ну, а в клубе, в те времена, жизнь кипела. Отмечали праздники, работали кружки самодеятельности, ставили ёлку на Новый год. Я помню, мама участвовала в самодеятельности, я ходила смотреть. Сейчас в помещении бывшего клуба столярный цех, а в помещении столовой небольшое общежитие.
                   

                А в нашем же доме, если смотреть на него с улицы Карла Маркса, то в левом углу была дверь, которая вела в заводскую библиотеку. Но, не только в библиотеку. Сразу за входной дверью была небольшая, ступенек на пять, лестница. Далее небольшая площадка. Справа была дверь в библиотеку, а прямо – к семье Перекрестенко. Против двери в библиотеку было окно. У  семьи была одна, небольшая, комната. В которой жило довольно много людей. Хозяйка, тетя Нюся, ее старшая дочь Рая, с дочкой Наташей и сын Виктор. Виктор был года на три старше меня. А потом тетя Нюся приняла мужчину, который тоже жил с ними. В световой день работала библиотека, в неё ходили люди, и семья не могла ничего себе приготовить. И только после 17.00,когда библиотека закрывалась, они выносили на площадку столик. Ставили его к подоконнику, на который ставили керогаз и что-то готовили. Воду брали в нашем дворе, и в туалет, соответственно, ходили тоже к нам во двор.

       

      Справа от входных ворот, видно два больших окна и зеленая дверь. Так вот, эта дверь вела к четырем комнатам, где жили четыре семьи. Они тоже относились к нашему двору. Там жили семьи Столбовенко, Чаплынские и Науменко. А вот четвертую фамилию я уже подзабыла. Почти во всех были дети. Тогда у них тоже не было воды и канализации. Все ходили в наш двор.

       

    Вид с улицы Карла Маркса.


               Прямо напротив столовой стоит здание, относящееся к заводу  им.8 марта. Так вот, в те, описываемые времена, в нем, прямо на углу улиц Карла Маркса и Пограничной была парикмахерская с выходом на Пограничную. А рядом, ближе к проходной завода, была дверь, ведущая в малюсенький коридорчик и небольшую комнату. Где жила семья Влазневых. Мама и сын Витя. Витя был ровесником моего младшего брата, т.е. где-то 1960 года рождения. Вот у них в коридоре вода была. Провели из парикмахерской. Да и не удивительно, мама работала, кажется, начальником отдела кадров завода. И они одними из первых получили квартиру в многоэтажке. А до того бегали в туалет в наш двор, т.е. метров 70,не меньше. Больше там никто не жил.

         Октябрь 1969 г. Я с мужем и сестрой во дворе,возле сараев.Слева,внизу - водоколонка.

  Вот и получается, что  нашим двором пользовалось, в те времена,16 семей. И это не считая работников магазина, клуба. Да и рабочие завода и близлежащего порта, при случае, если приспичит, бежали в наш туалет…
         

       Соседи.1983 год.

        Слева-направо.Валентина Харченко,Мария Вареницына,Мария Лысенко, мама,я с сыном,сестра с дочерью.

На фото соседей есть тетя Муся Вареницына. Она вселилась на наш коридор в квартиру тети Доры, когда та сдала её заводу. А до этого тетя Муся жила в подвале в центре города. Она, со временем, перебралась в комнату, где жили Лысенко. А они получили квартиру в многоэтажке, как я уже рассказывала.
          На данный момент из всех жильцов, о которых я рассказывала, в доме остался только мой брат. Кто-то выбрался, а кто-то ушел в мир иной..
          Сейчас во всех квартирах есть вода и все поставили себе  биотуалеты. На входных воротах и на двери с лестницы в коридор стоит замок, так что во двор  и в коридор могут зайти только  проживающие в доме.
      
1970г.



 Сестра и я с мамой на крыльце.1967 г,


Немного расскажу о том, как мы жили в те, уже далёкие времена. Дружно жили, по моему. Ну, не без того, чтобы иногда поругаться. По разным поводам. Но без драк и явных, длительных, скандалов. Я приходила со школы и, если мама была на работе, то меня обычно кормили кто-то из соседей. Если кто-то испекал, например, пирожки или печенье, то угощали соседей по всему коридору. А тетя Валя Харченко крестила моего брата, т. е была кумой моим родителям. У тети Муси Лысенко почему-то не получались паски (пасхальные куличи) и она всегда просила мою маму испечь пару штук и для нее, чтобы было, что понести  в церковь. И мама никогда не отказывала…
         Мы же, дети, играли летом во дворе, а зимой, понятно, в коридоре. Представьте, какой шум и гам стоял в коридоре!
       Вот вспоминаю, как моя мама кричит,- Муся, Муся! (Лысенко) Иди сюда. Та выглядывает из своей комнаты, - Что Женя? Твой сын прижал мою дочку к стиральной машине, - возмущается мама,- и она упала. У ней отбилась ручка. А я её только купила! Делайте что хотите, но чтобы ручка была!  И это всё сопровождается нецензурными словами. А тетя Муся  верующая и ей ругаться нельзя,- Ну, они ж балуются…

         Подружки.1964 год.
Слева направо. Я,Люба Лобанова,Наташа Столбовенко.

   Вот на фото я с подружками. Тут мне 15 лет, Любе -16,а Наташе - 14. Наташа относилась к нашему двору, а Люба жила недалеко, возле проходных Херсонского морского порта. Разбросала нас судьба. Любы уже нет, скончалась в декабре 2009 года, а Наташа живет где-то на Севере. Иногда приезжает, года четыре назад виделись во дворе нашего дома…


2008 г. В гостях у мамы...


           декабрь 2015