пятница, 18 декабря 2015 г.

        
                                                                                  Mariupol-city






                  К О М М У Н А Л К А


          

                   В этом рассказе я, в основном, использую воспоминания моей супруги о проживании в коммунальном доме и дворе. Далее рассказ будет от её имени.
                  Ранее я уже рассказывала, что после свадьбы мои родители жили в Херсоне на разных съемных квартирах. И я, и моя средняя сестра родились в этих, чужих, квартирах. И только в конце пятидесятых годов прошлого века маме выделили комнату в заводском доме по улице Карла Маркса. Напомню, мама всю свою жизнь проработала рабочей на консервном заводе им.8 марта. И только уже, будучи на пенсии, мама несколько лет работала в заводской раздевалке.
              Так вот, дом, а он есть и сейчас, ранее использовался как заводская контора. А так как многие работники завода были после войны без жилья, то его и отдали под коммунальное жилье.

          

Наш дом как-бы полутораэтажный. Первого этажа нет, а есть что-то типа полуподвала. С улицы был вход в продовольственный магазин. На фото видна дверь в это помещение. Магазин этот давно закрыт из-за резкого уменьшения количества жителей вокруг и количества рабочих на заводе. На фото видна лестница в наши помещения. Они и сейчас  используются, только уже совсем другими людьми.

            Опишу наш коридор и помещения. Всего на коридоре пять жилых квартир и кухня. Я описываю состояние помещений на тот момент, когда я там жила. А я уехала из Херсона в 1968 году. А мама с  моими братом и сестрой жили там до весны 1970 года. Потом, как бы по расширению, перебрались во двор, в отдельную двухкомнатную квартиру со всеми удобствами.
           А тогда мы, а нас было четверо – мама, папа и я с сестрой, получили самую большую комнату на коридоре. Среднюю, по правой стороне, если заходить с центрального входа. Эта комната прямо напротив общей кухни. А первую от входа комнату, получила семья Харченко, тетя Валя и её глухонемой сын Женя (он был немного младше меня). Третью комнату справа получила семья Лысенко, тетя Муся и её сын Витя (на год старше меня). Тетя Муся, кроме работы на заводе ещё и подрабатывала в Греческой церкви (Она находится метрах в 70 от нашего дома). Из-за этого, ее, за глаза, называли «богомольной». В комнате тети Вали Харченко два окна выходили на улицу, а одно в проход. А из нашей квартиры и квартиры Лысенко окна выходили в проход.

           Первую квартиру на коридоре слева получила тетя Анжела  с мужем Борисом и двумя мальчиками. Один был ровесник моей сестры, а второй младше. Окна их квартиры выходят на улицу. Далее шла кухня. В ней окон нет. Третье помещение слева получила тетя Дора с мужем. Там две маленькие комнатки с окнами во двор. Тетя Дора была постарше  моей мамы и вскоре ушла на пенсию. И стала очень редко появляться на коридоре, жила в селе.
          Ранее я уже упоминала, что мой отец сделал перегородку и у нас стало две комнаты. Одна большая, где стояла двуспальная кровать родителей, диван, платяной шкаф и большой стол. А в маленькой комнате стояла кровать, где спали  я с сестрой и маленький столик, за которым мы делали уроки. В малюсенькой прихожей стоял холодильник.
         В те времена воды на коридоре и в кухне не было.
   Кухня. В кухне стояли рядом две печки – голландки. Отапливались они дровами и углем. Но топили их только тогда, когда нужны были духовки. То есть перед какими-то праздниками. Дрова и уголь брали на заводском лесном дворе, который находился прямо напротив  нашего дома, на другой стороне улицы Карла Маркса. В остальное время пользовались керогазами и примусами, которые ставили на вышеупомянутые печи. Их было пять штук, по количеству проживающих на коридоре семей. Также в кухне стояло и пять столиков, на которых хозяйки готовили пищу. На стене висело два довольно больших шкафа. Которые тоже были поделены между жильцами.

          По правой стороне коридора стояло четыре столика. У тети Анжелы столика в коридоре не было. Готовили все на кухне, а вот кушали у себя в квартирах. Кухню и коридор убирали по очереди.

         Теперь наш двор. Туалет и сейчас находится в том же месте, что и тогда. Туалет типа «сортир» на два отделения.

Ночью все жильцы «по маленькому» ходили на ведро, которое утром выносили. А вот «по большому» надо было идти через весь двор в туалет. И летом и зимой.

        Воду для всех нужд все жильцы набирали из водоколонки, которая присутствует и сейчас.

        Слева от крыльца, ведущего из двора в наш коридор, есть одна комната с выходом во двор. В ней тогда жила Ксения Ивановна, бывшая учительница. Она уже тогда была в довольно приличном возрасте, намного старше моих родителей.
       Справа от крыльца, на фото, видна дверь в подвал.

В самом подвале, справа, было две комнатки.  А слева был заводской склад. В комнатках жила Ивановна с сыном. Но сын попал в тюрьму и она большей частью жила сама. Иногда её проведывала невестка, которая тоже работала на заводе. В этих комнатках было два окна под самым потолком, выходящие во двор, рядом с квартирой Дудровых.


Вот сюда выходили окна из подвальных комнат Ивановны.

                Их  двухкомнатная квартира (сейчас там живет мой брат)  находится справа от подвала. Эти две комнаты тоже были без всяких удобств. Но когда Дудровы получили их, они пристроили себе кухню и туалет с ванной. И провели воду от колонки и газ. Это была единственная квартира со всеми удобствами. Весной 1970 года Дудровы получили квартиру в многоэтажке, а в их квартиру переселилась моя мама с  моей сестрой и братом.

            Прямо, напротив водоколонки была одна комната, в которой проживала семья тети Тани Жуликовой. Муж её загремел в тюрьму на довольно длительный срок, кажется за изнасилование. Незадолго до конца срока, его убили в тюрьме. Тетя Таня жила с сыном Виктором. Он был ровесником моей сестры.



                 Продолжение смотрите в  Коммуналка-2



                                                            декабрь 2015