четверг, 30 октября 2014 г.

Berdyansk







   Б  Е  Р  Д  Я  Н  С  К

              1968,etc.

        В Бердянске я бывал и ранее 1968 года, но проездом. Когда ездил из Херсона в Жданов и обратно. А вот полноценно узнал город и порт в 1968 года, когда стал заходить в порт на разных судах.


                 Вспомнился один случай, происшедший в Бердянске в начале 70-х годов. Недалеко от проходной порта располагался отряд пограничников, И вот, одному молодому солдату, в посылке, к дню рождения, родные, в грелке, прислали самогон. Он  сотоварищи, выпил самогона, пошел на танцы, это недалеко. И что-то там произошло, обидели его, что-ли.
                 Он возвращается в часть, каким-то образом достаёт автомат и кучу рожков  к нему. Вышел на улицу и, в районе проход­ной порта, начал стрелять. Уж не помню, сколько он убил людей, но жертвы были, это точно. Обезоружил его один докер, во время пере­зарядки автомата.
                Очень долго в конце причала Бердянского порта лежали остатки лихтера «Рокша», который утонул  в октябре 1968 года.
               Вкратце расскажу историю. Лихтеров было много. На них возили горячий агломерат из порта Камыш-Бурун, под Керчью, в комбинат «Азовсталь». Лихтер – это несамоходная большая баржа. Ее тянет буксир на стальном тросе. Агломерат же исполь­зуется на металлургических предприятиях. Он горячий. При погрузке, его температура доходила до 800 градусов Цельсия. При его производстве, если не ошибаюсь, используется мышьяк. Когда я летом 1969 года работал на лихтере «Бея»,

то нам платили 25% так называемых «гробовых», за вредность.
               Я уже всех деталей той трагедии не помню. Но помню, что лихтер начал лопаться посредине трюма. Судно начало тонуть. Вся команда и пассажиры надели спасательные жилеты. Но при такой температуре агломерата вода вокруг начала кипеть и все сварились. Команда была 13 человек, а, сколько было пассажиров, никто не знает. Считается, что погибло более 20 человек. Всех, кого нашли, были в спасательных жилетах.

         

    
Вначале место трагедии оградили буем, чтобы никто не налетел, Азовское море – мелкое. Ну, а потом остатки лихтера подняли, и они лежали на причале Бердянского порта.
      

       
Бердянск, особенно центральную часть я несколько раз обошел пешком. Кинотеатры, рестораны, пляж посещал неодно­кратно.
          

   
Как-то мы с женой зашли в ресторан «Азов». Сели за столик, сделали заказ. А на столе стояла бутылка шампан­ского, шоколад, фрукты. Ну, мы и решили выпить шампанского, пока принесут заказ. Налили в фужеры, бросили туда кусочки шоко­лада. Полюбовались, как они тонут и всплывают. Попытался выпить, а не тут-то было. Язык скручивает в спираль! И тут только я глянул на этикетку – Самое сухое! Я, с трудом, фужер допил, а супруга так и не смогла.


            И ещё вспомнился один случай. Это было в 1968 году, осенью. Я работал матросом на т/х «Фирюза»Я с одним молоденьким матросом пошел в ресторан. Название уже не помню. Помню,что он находился напротив центрального рынка. Зашли, а в зале сидит наш машинист Иван с женщиной.  Мы сели за их столик. И тут молодой спрашивает у Ивана,- Это ваша жена? Тот говорит,- Да, бердянская.  Я наступил молодому на ногу, чтоб замолчал. Ну, Ивану надо было с 00.00 на вахту и он с женщиной ушел. А на следующий день мы снялись в рейс. Потом, как-то, мы с Иваном разговорились и он рассказал свою бердянскую эпопею.
            Времени у меня не было совсем, - рассказывал Иван,- И я решил идти напролом. На глаз выбирал женщину своего возраста  и спрашивал напрямик, - Дашь е-ть? Пару девчат послали меня. А вот та, которую ты видел, ответила, - Дам, но только сначала в ресторан. Ну, деньги у меня были, вот мы и оказались в ресторане. После ресторана я провел её домой, договорившись, что прибегу после вахты, т.е. 04.00.Пошел на судно, отстоял вахту, а после вахты бегом к ней. Отрывался до утра!
                 И ещё вспомнился один случай. Тоже в Бердянске. Я, работал третьим  помощником на каком-то пароходе. И мы со вторым помощником Пашей вышли в город. Ходили по центру и решили зайти в бар. Заказали по коктейлю. Я через трубочку начал тянуть коктейль и приготовился поговорить с товарищем. Но он, почему-то, залпом выпил весь свой коктейль и чуть ли не бегом выскочил из бара. И ходит по тротуару рядом с баром. Я чувствовал себя идиотом! Пришлось выпить свой коктейль побыстрее и выйти из бара. Ничего вразумительного от Паши я не услышал. Наверное, тут было что-то с психикой.