вторник, 7 апреля 2015 г.

Izmail



                                                                                                                             Mariupol-city






                   И  З  М  А  И  Л



                  Первый раз я посетил порт и город Измаил весной 1967 года на буксире «Ямал», на котором проходил плавательскую практику.

                 Тут надо сделать небольшое отступление. Морской буксир  «Ямал» был в обще-то небольшим буксиром, не предназначенным для плавания в открытом море. Да и большую часть времени он работал в морском рыбном порту в Керчи и в Керчь-Еникальском канале. В открытое море выходил редко. А если и выходил, то, в основном шел возле берега. Так, например, мы буксировали баржу с солью из Сольпрома в Керчь.

          Механик Александр Ларионов на палубе м/б "Ямал".

                  А тут поступила команда идти в Измаил, взять там два понтона и отбуксировать их в Керченский порт. То есть надо было пройти всё Чёрное море, туда и обратно, но уже буксировать два понтона.


            Тут надо отметить, что для плавания по Керчь-Еникальскому проливу и в порту карты не нужны. Капитаны, да и помощники капитана, обычно, знают местность наизусть. Как и все подводные банки и мели. А для такого дальнего перехода, конечно, понадобились карты. Только отмечу, что морские карты кардинально отличаются от обычных карт, которые мы все изучали в школе. И пользоваться ими нужно уметь. Меня, например, четыре года в мореходном училище натаскивали в морской практике. Ну, а на буксирах, очень редко судоводители с нормальным образованием. Чаще всего они оканчивали курсы судоводителей. Так что перед этим походом все судоводители сидели и изучали карты предстоящего перехода. Ну, Черное море, то ладно. А вот Дунай и его притоки-это уже проблема. Так как лоцмана брать никто и не думал, то пришлось по Дунаю идти очень осторожно. Чтобы нигде не сесть на мель. Хотя осадка у нашего буксира была небольшой.
            Ну, что? Заправились топливом и водой, набрали продуктов и вперед. Опять-таки большую часть рейса шли вдоль берега. Крымского, конечно. И заходили на ночь в порты. Сначала зашли в Феодосию, а потом в Севастополь. Ну, а из Севастополя, уже по чистому морю к Дунаю. Нам повезло, море было тихое, не штормило.
             В  реку Дунай мы вошли через Новостамбульское гирло, потом перешли в Килийское гирло, а далее, уже в сам Дунай. Первый населенный пункт по пути - Вилково. Этот городок тогда называли советской Венецией. Мы ошвартовались  у причала, так как уже близился вечер, а ночью идти по незнакомой реке идти капитан не отважился.
              Ну, а мы прогулялись по городку. Рассказывать особенно нечего, посмотрите фотографии.


















Довольно интересно и необычно.

            Наутро мы снялись на Измаил. По пути прошли порт и город Килия, но туда мы не заходили. Пришли в Измаил, нас поставили где-то с краю на свободный причал в порту.



На тот момент порт Измаил был базовым портом Советско-Дунайского Морского Пароходства. В следующем,1968 году, мы закончили мореходку, и часть наших выпускников попали, по распределению в Измаил. Я тоже чуть не попал, но… Читайте более ранние рассказы.

          Ну, а в тот вечер мы немного погуляли по городу. Из порта там нужно подниматься в гору. А наутро нам подогнали два понтона. Их постарались, как можно лучше скрепить между собой. Мы снова заправились топливом и водой, еще раз переночевали в порту и, наутро, снялись на Керчь.
   

На этом фото корма м/б «Ямал». Стоим в Измаиле. На переднем плане сидит механик В.Бриль. Слева- наклонился боцман. Чуть вдали матрос Володя Славихин. А за кормой два понтона. Их как раз готовят к буксировке в Керчь.

      




На обратном пути мы уже не заходили в порты. Шли прямо на Керчь. Уж не помню точно, сколько дней мы шли. Кажется, дня четыре или пять. По приходу в Керчь, мы сдали понтоны геологам и забыли о них.

      Но, в конце июля нам пришлось вспомнить о них. За это время их переоборудовали, сварили вместе и поставили на них две буровые вышки. Там же была сделана небольшая будка для геологов.
      Мы взяли это сооружение на буксир, вышли с ним в Азовское море, повернули налево, вдоль крымского берега. Далее стали переходить с места на место, по указанию геологов. Буровые вышки ставили на четыре якоря и геологи производили бурение.
     Ну, у меня, в августе практика закончилась, и я уехал в Херсон. И, когда уже работал помощником капитана, по картам Азовского моря, увидел, что геологи все-таки нашли газ в нескольких местах.
       А в Измаиле я ещё бывал несколько раз, уже работая помощником капитана на судах Азовского пароходства.





Припоминаю, как мы пили сухое вино прямо на улице из бочки (как квас). В Измаиле же я купил сыну дефицитную игрушку, по тем временам, довольно большую машину с дистанционным управлением…




апрель 2015