М А С Л Е Н И Ц А
M A S L E N I C A
(Yugoslavia, Croatia)
В те, давние времена, это была Югославия, а сейчас это Хорватия. Масленица – это, в общем-то, был небольшой поселок. И там жили люди, работавшие на добыче бокситов. Бокситы – это руда, содержащая алюминий. В Масленице она красного цвета. А вот в Турции в порту Гулюк цвет руды очень светлый, там содержание алюминия побольше.
В Масленице я бывал много раз. А вот в Риеке, ещё одном порту Хорватии, так раза три. Ну, Риека – это большой город, мы там даже что-то покупали. В Риеку попасть намного проще, чем в Масленицу.
В
Масленицу нужно довольно долго идти по Велебитскому проливу. А
Велебитский пролив – это довольно опасная узкость. Справа и слева
гористая местность, получается что-то вроде трубы. И, при сильном
северном ветре, страшно опасно идти по этому проливу. На моей памяти,
там давал «SOS»
п/х «Василий Головнин» и тонул т/х «Павел Постышев». Но, тогда всё
окончилось хорошо, никто не погиб. После Велебитского пролива следует
ещё более узкий и опасный пролив и далее сама бухта.
Заходим
в бухту и, если место свободное, становимся к сваям у транспортера. А
если кто-то стоит, то становимся на якорь в бухте. В Масленице всё
сделано как можно проще. Из карьера идет транспортерная лента, переходящая
в телескопическую трубу, опускающуюся в трюм. Для нормальной и
равномерной погрузки, судну надо самому, на швартовых двигаться вдоль,
вперед-назад. Это огромная нагрузка на грузового помощника. А тогда
погрузкой-выгрузкой занимался второй помощник. Сейчас, насколько я знаю,
старпом, а на многих, особенно иностранных судах, так сам капитан. Ему
нужно заранее рассчитать, сколько надо загрузить в данный трюм, чтобы
не поломать пароход. Да и команде необходимо быть в постоянной
готовности к авралу.
Как-то
мы стояли на рейде, в бухте, в ожидании освобождения причала. Я был на
вахте, на мостике. Вдруг поднялся сильный северный ветер. Я, по
отправным точкам все время контролировал место судна. И вот вижу, что
нас, ветром, потихоньку двигает назад. Якорь не держит. Доложил
капитану. Включили двигатель, сделали расчет и отдали ещё один якорь. На
двух якорях уже не двигались.