среда, 2 сентября 2015 г.

Azov sea-2



                                                  Mariupol-city








       А  З  О  В  С  К  О  Е       М  О  Р  Е – 2






          Ещё справка по Азовскому морю.

       Ихтиофауна Азовского моря в настоящее время включает 103 вида и подвида рыб, относящихся к 76 родам и представлена проходными, полупроходными, морскими и пресноводными рыбами.
        Проходные виды рыб нагуливаются в море до наступления половой зрелости. А в реку заходят только на нерест. Период размножения в реках или на займищах обычно не превышает 1-2 месяца. Среди азовских проходных рыб имеются ценнейшие промысловые виды, такие как

белуга,

осётр, 



севрюга, сельди,

рыбец



и шемая.
       Полупроходные виды для размножения заходят из моря в реки. Однако в реках они могут задерживаться на более продолжительное время, чем проходные (до года). Что касается молоди, то она скатывается из нерестилищ очень медленно и часто остается в реке на зимовку. К полупроходным видам относятся  массовые виды, такие как –

судак,



лещ, 



тарань, чехонь и некоторые другие.
       Морские виды размножаются и нагуливаются в солёных водах. Среди них выделяются виды, постоянно обитающие в Азовском море – пеленгас, черноморский калкан, камбала-глосса, тюлька, перкарина, трехиглая корюшка, длиннорылая рыбы-игла и все виды бычков. И, наконец, имеется большая группа морских рыб, заходящих в Азовское море из Черного моря, в том числе совершающая регулярные миграции азовская и черноморская хамса, черноморская сельдь, барабуля, сингиль, остронос, лобан,

черноморский калкан,



ставрида, скумбрия и др.
        Пресноводные виды обычно постоянно обитают в одном районе водоёма и больших миграций не совершают. Эти виды населяют обычно опресненные акватории моря. Здесь встречаются такие рыбы, как –

стерлядь,


 
серебряный карась,


щука, 



язь, уклейка и др.
        Морские млекопитающие в Азовском море представлены одним видом – морской свиньёй (другое название – азовка, азовский дельфин, пыхтун, чушка).


Морская свинья ведет стадный образ жизни. В состав групп входят от двух до десяти особей. Азовка-самое мелкое животное из группы китообразных. Средний вес азовок составляет-30.2 кг. Продолжительность жизни 25-30 лет.

       По количеству растительных и животных организмов Азовскому морю нет равных в мире. По рыбопродуктивности, то есть количеству рыбы на единицу площади, Азовское море в 6.5 раз превосходит Каспийское, в 40 раз Черное и в 160 раз Средиземное море.

          А теперь ещё  рассказы из моей жизни.

  На п/х «Василий Головнин»

мы, как-то, пытались пробиться в порт Жданов. Но, хотя впереди нас шёл ледокол, пробиться не удавалось – сильная была подвижка льда. Тогда ледокол взял нас « в усы». В корме ледокола есть специальная выемка, в которую наш пароход и уткнулся носом.


Через наши якорные клюзы и носовую часть был проведен очень толстый трос. И получилось как бы единое целое. Я, тогда, был третьим помощником капитана, всю ночь проторчал на баке парохода вместе с пятеркой матросов, пока не зашли в порт и не пришвартовались к причалу.

       И ещё приведу случай, о котором мне рассказывала мама. Во время Отечественной войны, когда на северном берегу были немцы, а на южном наши, из села Шабельское, где жила мама, была послана группа разведчиков.


Они, по льду, дошли до Таганрога, добыли «языка» и привели его к своим. Не было их, как говорила мама, около четырех суток.

          На Арабатской стрелке я бывал в 1967 году летом, будучи на практике, на м/б «Ямал» в Керченском Моррыбпорту. Мы тогда буксировали баржи с солью на Керченский рыбокомбинат. А брали соль в Сольпроме, который находится в самом конце Арабатской стрелки на границе с Крымом. Мы стояли на якоре в метрах 70 от берега.

Глубина была от 7 до 10 метров. А дно было видно! Как и видны были плавающие на разных глубинах бычки, которые хватали даже пустые крючки! Нигде более в Азовском моря я такой прозрачной воды не видел.

          В детстве, в 50-х годах прошлого века, меня, каждое лето, отправляли в село Шабельское. Мои дедушка и дядя были, в свое время, рыбаками. И дома рыба не переводилась и зимой и летом. Хорошо помню, как дедушка и дядя делали черную икру, зак залаживали рыбу на долгое хранение, так называемая «коринная» рыба. Мы же, пацаны, ходили во время отлива по дну моря и собирали бычков в ямках под камнями. Я вот до сих пор предпочитаю  судак в любом виде, сушенный, жареный или отварной. Жаль только, что его стало мало, да и дорогой он нынче…

       И вот в Шабельске, мне лет шесть-семь. Понятно, что я играл с местными ребятами, хоть они разговаривали на «суржике» - смесь русского и украинского, а я только на русском. Меня, поэтому, дразнили – «городской».
      В один из жарких летних дней я, с довольно большой группой пацанов, пошел на море. Пацаны были разных возрастов, но, в основном, постарше меня. Приходим к морю, а там отлив, воду выгнало и до края воды надо было идти метров сто пятьдесят-двести.



Тут надо добавить, что в те времена работал рыбколхоз и рыбы в море было намного больше, чем сейчас. У берега, в море, на якорях, стояло довольно много различных лодок.

    Ну, местных ребят ничему учить было не нужно, они уже взяли с собой длинный шест, вытащили якорь одной из лодок и все мы туда погрузились. Лодка называлась, почему-то, «коза». Она была плоскодонной и легкой на ход. Отталкиваясь от дна шестом, мы двигались в глубь моря. Когда достигли достаточной, по мнению старших ребят, глубины, бросили якорь и все стали купаться.

А я не прыгнул, так как плавать еще не умел. А ты чего не прыгаешь? - спрашивают. А я плавать не умею, - отвечаю. Так учись, - засмеялись они и выбросили меня за борт. И я стал барахтаться и тонуть, так как глубина была что-то в два моих роста.

       Меня, конечно, сразу же вытащили, но воды я успел наглотаться. Дедушке и бабушке я ничего не сказал.

        А научился я плавать, немного позднее, в Ейске. У меня был друг детства, Саша Карась. Он был на два года старше меня. И мы с ним ходили на мол Ейского порта и с него прыгали в воду и купались. Вот там, на приемлемой глубине, Саша и показал мне, как нужно плыть. Я довольно быстро научился  и скоро уже плавал несколькими способами.



август 2015