среда, 9 сентября 2015 г.

My bikes

                                          Mariupol-city






               МОИ  В Е Л О С И П Е Д Ы



           Велосипеды меня сопровождали  почти всю сознательную  жизнь, вплоть до прошлого,2014 года. Осенью прошлого года я продал свой последний велосипед. Продал за символическую цену старый, но на ходу, ведосипед. Если перевести на доллары по нынешнему курсу, то будет около 15 долларов. Продал, потому, что он уже несколько лет стоял в гараже, занимал место. Ездить то я уже на нем не собирался.
        О своем первом, подростковом велосипеде я уже рассказывал в ранних рассказах. Расскажу об одном своем падении с того велосипеда.

         Я ездил на нем по парку имени Поддубного в Ейске. Но, в те времена парк был совершенно другой. Не то, что сейчас. Сейчас в парке развернута целая индустрия для отдыха людей, приезжающих отдыхать в город-курорт Ейск. Куча аттракционов, кафе и т.д. и т.п.



         А в начале шестидесятых годов прошлого века парк был сильно заросшим и несколькими тропинками и одной убогой центральной аллеей.



Единственная достопримечательность – могила И.М.Поддубного.


Был ещё летний кинотеатр, но тоже довольно убогий. Да деревянный туалет типа сортир в углу парка. Людей в парке практически не было, не считая тех, кто шел в сторону Военного городка или обратно.

       От моего дома парк находился приблизительно километрах в двух. Надо было проехать или пройти четыре квартала по улице Чапаева, потом прибольничный сквер и саму территорию больницы.
      В те времена асфальт был проложен только в центре города, да возле Станкостроительного завода, который граничит с парком им. Поддубного. Вот я и ездил к станкозаводу, чтобы нормально покататься по асфальту, а не по кочкам. Оттуда заезжал в парк и немного катался там.
        И вот еду я по тропинке по направлению больницы,

уже направляясь, домой. А по параллельной тропике, навстречу шли какие-то девчата. И я засмотрелся на них(14-15 лет!) и не заметил рядом с тропинкой небольшой пенек. Левой педалью я задел этот пенек и свалился. Да ещё как-то получилось, что я упал своим пахом на пенек, а велосипед на меня. Поднялся, сел на велосипед и, с трудом, поехал. Сильно болело внизу живота…

        И ещё одно падение. Но уже на взрослом велосипеде, который родители купили у соседей, после моего отъезда в мореходку. В один из приездов из мореходки на каникулы, я ехал из центра города  по улице Пушкина по тротуару. А на раме у меня сидела сестра моего друга детства Наталья. Едем, болтаем. И вот, возле школы №10,где я учился, вдруг стопорится переднее колесо и мы с Натальей и велосипедом летим кубарем. Но, скорость была маленькой и мы никаких повреждений, практически, не получили. Оказалось, что девушка нечаянно каблуком туфельки попала в спицы переднего колеса. Вот и совершили полет.
              Весной 1976 года я прекратил свою работу на морских судах и перешел работать в порт. Вскоре я купил дорожный велосипед «Украина».

Мы тогда жили впервой своей квартире на пятом этаже пятиэтажного дома. Лифта, понятно, не было. Место для велосипеда я определил на балконе, так как в двухкомнатной квартире семье их четырех человек просто не было места для взрослого велосипеда.

            Более старшие люди помнят, что при советской власти был довольно сильный дефицит различных продуктов и товаров. Чего-то все время не было. Особенно были проблемы с мясом. На рынке то мясо было. То там были огромные очереди, да и стоило оно дороже, чем в магазине. Вот я, на велосипеде, и объезжал все магазины, чтобы поймать мясо или кое-что еще. В центре города, прямо напротив горисполкома  была кулинария.



То есть магазин, в котором продавали различные полуфабрикаты. Вот там – то сразу после обеденного перерыва и выставляли мясные продукты местного мясокомбината. Суповые наборы, мясной фарш и прочие мясные продукты. Вот туда то я, чаще всего, и ездил на своем велосипеде. Пристегивал его к дереву или к ограждению дороги и давился в очереди за продуктами. Еще был магазин «Мясо-колбасы» на улице Артема, там тоже можно было поймать мясо или колбасу.

           Я объезжал в поисках необходимого мне товара или продуктов весь город. А ведь Мариуполь (тогда Жданов) совсем не маленький город. Он стоит вдоль Азовского моря на довольном большом протяжении. Я ездил на своем велосипеде  со своего 17 микрорайона то на поселок Моряков, то  на Левый берег, это Ордженикидзевский район. Накатывал, бывало, более 70 километров за день. Но всегда что-то привозил. Как-то не стало в городе картофеля. Я на велосипед и в путь. Нашел на Левом берегу в овощном магазине. Картошка не бог весть какая, но и такой мы были рады… Проехал в тот день более 50 километров.

           В начале восьмидесятых годов прошлого века у меня украли тот первый велосипед. По моей оплошности. Я поехал на нем в аптеку, поставил его за входной дверью и зашел в аптеку. А там была очередь и я немного задержался. Выхожу – велосипеда нет. Ну, что, искать бесполезно, домой пошел пешком. Хорошо, что недалеко это было от дома.
             Прихожу, жена спрашивает, - А велосипед где? Да, кому-то подарил, - отвечаю. Но скандала не было.
             Следующий, точно такой же велосипед я купил с «тринадцатой» зарплаты в порту. ( Это так называется премия по итогам года).
              Да, не прошло и года после того, как я его купил, он сломался. Перестал работать тормоз. Поехал в гарантийную мастерскую, она тогда была на центральном рынке. Они продержали его у себя неделю, потом возвратили мне со справкой, что ремонту не подлежит. Я поехал, очень осторожно, на нем в спортивный магазин «Эстафета», в котором покупал. Без особого желания заведующий магазином забрал сломанный велосипед и выдал мне новый.
          Этот уже оказался последним. На нем я ездил в Херсон (смотрите рассказы – Жданов – Херсон), ездил на дачу и т.д. и т.п. Ездил я на нем до 1999 года, пока не купил свой первый автомобиль Жигули седьмой модели. А велосипед пылился в гараже до осени прошлого года.







сентябрь 2015