пятница, 11 сентября 2015 г.

Сhildhood friends

                                                                            Mariupol-city









              Д Р У З Ь Я   Д Е Т С Т В А




                 Как я уже отмечал ранее, каждое лето, на каникулах в школе, меня отправляли к дедушке и бабушке в село Шабельское. Даже в 1964 году, перед поступлением в мореходку, я там побывал. Есть фото.

Потом я уже намного реже заезжал в село. Сначала учился в мореходке, потом работал на судах.

                    Так вот в селе у меня был друг Шура (Александр) Семенченко. Он был, кажется, на год старше меня и жил с мамой недалеко от дома моих родственников. У него была старшая сестра Валентина и средний брат Пётр. Они, на тот момент, жили отдельно. Отец их умер вскоре после  рождения Шуры.

                  Ну, в селе с играми особенно не разгонишься. И мы с Шурой искали себе приключения везде, куда мы могли добраться. Ходили, естественно, на море, купались.

А как-то был сильный прилив и солончаки в низине возле моря (Это место иногда ещё называют озером Долгим) залило морской водой из Азовского моря.


Зашло довольно много различной рыбы. Жители села собрались и ловили эту рыбу, благо глубина была по колено и рыба была видна хорошо. Кто-то бил рыбу острогой, кто-то пытался поймать большим сачком, а кто-то руками. Кажется и мы с Шурой что-то поймали. Было ведь это где-то пятьдесят семь лет назад. А обычно вода там, практически, высыхает, и пастухи гоняли туда стадо коров, которым очень нравились солончаки.

                Село Шабельское стоит на пригорке и в низину надо спускать по довольно отвесной дороге. Разность высот что-то около тридцати метров. В разных местах обрыв и выглядит по-разному. Где-то отвесный, даже с отрицательным снижением,



а где-то довольно пологий, можно и подняться или спуститься. Вот по пологим склонам мы и лазали с другом.



             И вот, однажды, мы побывали на море, покупались и уже шли по направлению  к селу. И решили, почему-то, пойти по склону. И совершенно случайно, под кустом, обнаружили рукотворную пещеру. Издали входа видно не было, земли, и глины поблизости тоже не было. Значит, вырыта она была давно. В ней было как-бы два небольших помещения. Первое, на входе, приблизительно 1.5х1.5 метра и второе, намного меньше с лежанкой. Лежанка была из глины, просто вырублена. Никаких следов пребывания там человека не было. Совершенно ничего. Пещера вырублена в глине и всё. Ну что, посмотрели и ушли. Но, когда мы через несколько дней попытались найти эту пещеру, это нам не удалось. Облазили все вокруг. Нет, как будто-бы и вовсе не было.




          Я, в 1964 году поступил в мореходку в Херсоне. А Шура, через некоторое время, поступил в сельскохозяйственный техникум в Ейске. Мы виделись с ним в конце шестидесятых годов прошлого века. Я уже работал в Азовском Морском Пароходстве, а он завершал учебу в техникуме. Насколько я знаю, выпустился электромехаником.
         Как я уже отмечал выше, после 1964 года я довольно редко посещал родственников в Шабельске. Но моя тетя Лена, а она была крёстной матерью Шуры, рассказывала, что он работает где-то в Средней Азии. Есть семья и дети.
        Тётя Лена умерла 27 июня 1997 года. Мы приехали на следующий день, но её похоронили в день смерти, не дождавшись нас. Мой брат сбегал и привел Шуру. А он рассказал нам ужасные вещи.
              Он работал главным электромехаником  на какой-то большой ТЭЦ в Казахстане. Семья, двое детей. Была трехкомнатная квартира, дача и автомобиль. Все было хорошо. Но тут развалился СССР. И местные националисты начали прижимать русских. Пришла ко мне, - говорит Шура,- группа агрессивно настроенных вооруженных казахов. И говорят,- Если хочешь, чтобы ты и твоя семья остались живы, уезжайте как можно быстрее.


          И что ему оставалось делать? Погрузил в машину, Жигули, конечно, жену и детей, вещи, сколько вместилось и уехали.

Конечно в Шабельск. Там же и сестра с семьей и брат. Через некоторое время купили домик, напротив дома сестры и стали жить. Но работы для меня, - говорил Шура,- в колхозе нет. Когда сев и уборочная, так работаю, точнее, подрабатываю, механизатором. А так сижу дома. Можно было бы найти работу в Ейске или в районном цетре-Старо-Щербиновской, но это ж неблизко, семья-то здесь, в Шабельске.

               Больше я его, до сей поры, не видел. Пытался найти его через Интернет, даже вышел на его какого-то родственника, но тщетно. У него компьютера нет, да и пользоваться он им не может.
              Мой покойный брат пару лет назад был в Шабельске, виделся с Шурой. Тот сказал ему, что знает, что я его искал в Инете, но он не может со мной связаться…





              Продолжение будет.


        
сентябрь 2015