понедельник, 19 мая 2014 г.

Azov,Black & other seas 5





А З О В С К О Е,


                 Ч Е Р Н О Е

                                  И

                      Д Р У Г И Е    М О Р Я – 5




                  Вспомнил, как в бытность мою 4-м помощником капитана на т/х «Дебальцево», к нам прислали капитан-наставника Клунникова С.
                 Тут надо уточнить, что в те, советские, времена, работникам пароходства давали возможность выходить в рейсы. Чисто для поддержки штанов. Они, в основном, ничего в рейсе не делали, но валюту получали, т.к. числились на различных должностях. Капитан-наставник, например, шел в рейс дублером капитана, а сошки поменьше, дублерами механиков, радистов и пр. Валюта шла также, как  и основному должностному лицу. Если рейс был без отоварки, то привозили чеки Внешторгбанка, а если удавалась отовариться, так ещё лучше.
             

Так вот в тот рейс, а мы шли из Жданова на Александрию, Сергея Клунникова (а он был знаменитым человеком, после его смерти ходил теплоход – Сергей Клунников) поселили в мою каюту. Она была довольно большая, а меня временно переселили в запасную. Она была рядом. И вот уже в море, после ночи капитан-наставник рассказывает, что он всю ночь не спал. Что такое, - спрашиваем. Да как заорала сирена, я подскочил, подумал, что что-то случилось, - рассказывает, - выскочил в коридор, а там тишина. Никто, ничего и никак. А ему забыли сказать, что изначально эта каюта предназначалась радисту. И в потолке, перед входной дверью вставлена сирена, соединенная с радиорубкой. И эта сирена так настроена, что если кто-то в обозримом пространстве дает
SOS, или что-то похожее, то она срабатывает. Кто не знает, сигнал состоит из точек и тире -    …---…  , но есть куча вариантов похожих сигналов, например -  …---..- . То есть, похоже, но не СОС. А сирена срабатывает.
             Клунников в том рейсе много интересного на рассказывал. Он во время войны возил грузы из Америки по Ленд-лизу и так далее. Но мне запомнился рассказ его о курсантах с Дальнего Севера. Он какое-то время преподавал в Дальневосточной мореходке и в  неё поступили три курсанта с Севера. То ли чукчи, толи якуты, уж не помню точно. Они тогда поступали без экзаменов, как представители исчезающей народности.
           Поступили, начали учиться. Первый выдержал месяц, уехал домой. А у них у  всех русские имена и фамилии. Осталось двое. И вот ходят и ноют - Вот Ванька там юколу (Юкола — сушёно -вяленое мясо рыб или северного оленя, приготовляемое народами Восточной Сибири и Дальнего Востока. В некоторых районах юколу коптили над очагом или слабо засаливали перед сушкой.
Заготовляется для питания человека как консервы, удобные для длительного хранения и транспортировки, а также приёма в пищу без дополнительной обработки с возможностью есть на ходу во время длительных переходов. Хорошо утоляет голод, не вызывает жажды. Для приготовления используется мясо лососёвых пород, а также щука, сиг и т. п. Википедия) Часто готовится с душком.





жрет, а мы тут маемся.  Вскоре уехал второй, а потом и третий.

Кочевое бытиё оказалось им больше по нраву, чем все удобства.
             Ещё один случай произошел летом,наверное,1971 года. Я работал третьим помощником капитана на п./х «Василий Головнин».


Капитаном был Николай Белов. Я он нем рассказывал в более ранних очерках. Я был на вахте, это случилось около 22.00 в Черном море, на траверзе Евпатории. Впереди нас, на довольно небольшом расстоянии, шел маленький пассажир  «Аю-Даг».


            Смотрю, а с пассажира замигали прожектором в нашу сторону. Я сразу включил УКВ приемо-передатчик. Кричат, что у них ЧП, человек за бортом!




Помогите! Я дал три звонка, вызвал мастера (капитана) на мостик. Мы перешли на самый малый ход и включили прожектора. Был объявлен аврал и стали готовить шлюпку. Вот только капитан был как-бы в прострации. Вел себя неуверенно, дал команду готовить не мотобот, а весельную шлюпку…
            В отличии от нашего капитана, команда  «Аю-Дага» поступила очень профессионально. Они сразу же бросили круг со светящимся буйком.



Потом сделали циркуляцию и выбросили ещё один круг с буйком.

И, когда  наш прожектор нашел человека, то он держался за один круг и подплывал к другому.


Шлюпка с «Аю-Дага» подобрала его. Потом нам по УКВ рассказали, что это пассажир перепил и или нечаянно упал, или сам прыгнул в море… Наша шлюпка не понадобилась.