среда, 7 мая 2014 г.

Batumi
















         Б   А   Т   У   М   И

             1965, etc.

          На УПС «Товарищ» мы зашли в Батуми в мае 1965 года. Дело в том, что в тот год на «Товарищ» попали курсанты из трех мореходок. Наша рота, т.е. три группы, батумцы, человек 25 и архангельцы,16 человек. Ну, и батумцы были, конечно, рады, что пришли домой. К борту пришло куча родственником, они ходили королями.
                     Выстроили нас на главной палубе. Всех, кто должен был идти в увольнение. Я стоял ближе к корме. А в это время один из курсантов начал подниматься на грот мачту с кандейкой (коробкой)  с краской (белила). В районе марсовой плащадки, кандейка у него за что-то за­цепилась, и вся краска вылилась вниз.

Прямо на строй курсантов. А курсанты в парадной форме. Большая часть краски попала на старшего группы архангельцов. А он был якут что-ли. Может и дру­гой национальности, но узкоглазый. И ещё человек 10-12 оказались в краске. До меня краска не долетела.
                   Я уж не помню, как того курсанта наказывали. Но нака­зали, это точно.
                  В тот день мы гуляли по городу, ездили на Зеленый мыс, купались.
                   Немного расскажу об этом паруснике УПС «Товарищ». Вот справка с сайта Корабельный портал-




Трехмачтовый барк «Товарищ»

Парусные корабли

Трехмачтовыйбарк «Товарищ» можно отнести к известной в мире серии из пяти морских парусных судов. Они схожи по своим мореходным качествам и заняли свои определенные места среди парусных судов мира.
Барк «Товарищ» был построен в 1933 году на верфи «Blom & Foss» в Гамбурге под названием «Gorch Fock» в честь известного немецкого мариниста. Он служил учебным судном для заведений ВМС третьего рейха. После второй мировой войны в 1948 году морское судно по репарации перешло в СССР. Портом прописки его стал Кронштадт. После пребывания его на Балтике парусник был передан в Херсонское мореходное училище, где на нем получили практику, прошли школу мужества и выучки воспитанники морских учебных заведений. В 1957 году барку «Товарищ» мировую известность принесло первое плавание к берегам Индии.
Особенностью парусного судна «Товарищ» была подводная часть корпуса, выполненная в гладком без сварочном стиле, что поднимает скоростные характеристики корабля. Со временем парусный корабль пришел в негодность и потребовался капитальный ремонт. Хотя Украина и считается страной с развитой судостроительной промышленностью, ей оказалось не под силу восстановление исторического корабля.
Доковый ремонт предложила английская фирма, и корабль был транспортирован в порт Ньюкастл. Проведя частичную дефектовку морского парусного судна было установлено, что он требует серьезного объема работ стоимостью свыше трех миллионов долларов. Естественно, такой суммы у государства не оказалось, и барк остался в порту на ближайшие шесть лет. Но через время появился способ хоть как-то приблизиться к ремонту. В Великобритании проходило становление Национального парусного центра «Tissaid», у которого одним из ступеней было восстановление некоторых парусных судов. Но, к сожалению, после реорганизации высших эшелонов власти судьба барка зашла в тупик.
За свою долгую и интересную жизнь парусный корабль оставил за кормой более 600000 миль, обучив свыше 15000 курсантов, побывав в 102 портах и 87 странах. Становился участником многочисленных морских соревнований и одержал победу в «Золотом Кубке Атлантики».
На сегодняшний день морское парусное судно в качестве музея находится в немецком порту Штральзунд с командой 11 человек в ожидании чуда, которое может продолжить славный путь прекрасного барка «Товарищ».
Технические характеристики барка «Товарищ»:
Длина - 82,5 м;
Ширина - 12м;
Осадка - 4,5 м;
Водоизмещение - 1727 тонн;
Площадь парусов - 1862 м кв.;
Силовая установка - дизельный двигатель «Deutz MWM» мощностью 369 л. с.;
Скорость - 8,5 узлов;
Экипаж:
Команда - 45 человек;
Курсантов - 145 человек;

                 Я уже как-то упоминал, что на сам парусник мы попали в апреле 1965 года, когда ещё групп с других мореходок не было. И, чтоб служба раем не казалась, нас запрягли красить всё судно. От ватерлинии до клотиков. То есть корпус, мачты и реи. А высота фок-мачты была 52 метра! Все красили белилами. И за всем этим следили боцмана. Их было четыре - старший боцман и по боцману на каждой мачте. Кто-то красил, а кого-то посадили тереть кирпичь. Этим порошком потом натирали все бронзовые части судна, чтоб блестели. А их было великое множество, даже ступеньки на трапах были отделаны бронзой.
     Знаменитый Олег Ванденко -капитан

               Ну, а потом мы, до конца июня, ходили по Черному морю. Был, конечно, график посещения портов. Посетили Одессу, Ялту, Новороссийск и Батуми. Кажется, заходили и в Евпаторию, но на берег не сходили. А выглядело всё это так – под парусами ходили по морю, а как только подпирало время посещения какого-то порта, включали двигатель и быстро добирались до порта. А, чтоб обтесать нас, пацанов, капитан умышленно ловил шторма.




Ну, у «Товарища» остойчивость была высшего класса, но всё равно качало. А надо было ещё и за парусами смотреть… Но, я качки никогда не боялся, так что мне было всё равно.
                  Да, вот на предпоследней фотке видно, что третья снизу рея, на фоке и гроте опущена. Это когда нет парусов. А для постановки парусов её надо было поднимать на свое место. Человек тридцать хватали толстенный канат и тянули, пока она не становилась на место. Ну, а потом бегом по вантам на свою рею и отвязывали паруса, которые были сложены на реях. Сложнее, конечно, их было поднимать на рею, особенно когда парус был мокрым…

                В последующие годы, уже работая пом. капитана я неод­нократно бывал в Батуми. Один раз, помню, мы гуляли по городу с женой.