суббота, 17 мая 2014 г.

Salt trade






      C  О  Л  Ь  П  Р  О  М

                 1967


      




       Сольпром (Солевой промысел) находится на Сиваше, в углу между окончанием Арабатской стрелки и Крымского полуострова. Вряд ли он есть на обыкновенных картах. Соль там добывали естественным способом, выпариванием. Отделяются чеки, вода выпаривается, и бульдозерами сгребают в кучи.


А потом уже грузят или на баржи, или в вагоны. Известные чумаки в стародавние времена именно отсюда возили соль по Украине.

                     В 1967 году, когда я работал матросом на м/б «Ямал», на практике, буксир направили тягать баржу с солью из Сольпрома в Керченский рыбозавод.

                    Пришли в Сольпром, поставили к причалу баржу, сами пришвартовались к барже с морской стороны. Азовское море в этой части как слезинка, что очень удивительно. Везде оно очень мутное, т.к. мелкое. Дно было видно на глубину 8-10 метров. Ловили кучи бычков.
                   Ну, а я не рыбак, меня это не привлекает. Развлекался по своему. Перескакивал с борта баржи на мостик буксира и обратно. Сделал это несколько раз.

В очередной раз, когда я прыгал с борта баржи, у меня соскользнули руки с поручней буксира, и я грохнулся на главную палубу буксира. Это с высоты около четырех метров. Меня подняли, завели в столовую и тут я начал падать. Шок! Меня положили на диван, и дают нашатырный спирт. Болит вся левая сторона. Боцман удивляется, что я остался жив – голова упала буквально в сантиметре от мощной бронзовой трубки, выступающей из палубы на три сантиметра. Ну, видно, не время было умирать.
               

Работать я не мог и до Керчи лежал. А в Керчи сам с трудом добрался до больницы. Где пролежал неделю. Потом попросил больничный.

А врач говорит, - Принесешь акт формы Н-1,тогда и дадим. Я на буксир к старпому. А тот и говорит, - Дать тебе акт, это значит оплатить его из своего кармана. А я что, заставлял тебя прыгать? Кто виноват, что ты решил полетать? Потом добавил, что он мне поставил рабочие дни. На этом всё и закончилось.
                 Но нога у меня болела ещё долго. А надо было стоять вахту на руле. Палуба в рулевой рубке буксира была сильно наклонена к корме. А штурвал (рулевое колесо) был довольно большим




–более метра в диаметре.

Четыре часа выстоять было очень сложно. Благо, второй помощник, Василь Васильевич, с которым я стоял вахту, был любитель спиртного и на вахту приходил под шафе. Ложился в рубке на палубе и дрых.

Ну, а я, чтобы немного отдохнула больная нога, отворачивал градусов на тридцать в сторону моря, буксир уходил в сторону, я крутил штурвал назад и, заметив какой-то огонек на берегу, на какое-то время бросал руль и садился передохнуть на диванчик. Благо баржа сзади держала и не давала резко куда-то уйти.

А когда нос буксира совпадал с моим ориентиром, снова становился к штурвалу. После больницы я сделал на Сольпром ещё пару рейсов, а потом буксир направили в Измаил за понтонами. Ну, об этом в другом рассказе.