пятница, 23 мая 2014 г.

Azov,Black & other seas - 6



      А З О В С К О Е,

                     Ч Е Р Н О Е

                               и

                            Другие моря – 6



               На п/х «Василий Головнин» я попал в 1969 году.


И вот люди из штатной команды рассказали мне, как этот пароход чуть не сгорел в Ждановском порту. Они тогда привезли хлопок и сизаль и стояли под выгрузкой у причала Ждановского порта. Это был выходной день, суббота или воскресенье. Вдруг, в одном из трюмов, загорелся груз. Никто ничего не мог понять, откуда огонь.
                  Как оказалось, у одного из работников порта (он до сих пор ещё работает в порту, хоть ему уже далеко за семьдесят) была свадьба. И решили сделать фейерверк, стали стрелять ракеты из ракетницы. А так как свадьба проходила в поселке Моряков, который находится на горе, над портом, то одна из ракет прилетела в порт и попала в трюм п/х  «Василий Головнин» с сизалью и хлопком.
               Как только не пытались потушить, ничего не получалось. Специальными захватами, краном, брали горящую кипу, и опускали её в море. Держали её до получаса. Вытаскивают, а она продолжает гореть. Если не ошибаюсь, потушили только тем, что залили пеной весь трюм, т.е. прекратили доступ кислорода, и закрыли на несколько суток.
               А теперь несколько вставок  из различных публикаций –
А смутьян остался жив
Но на то были соответствующие причины, чего нельзя сказать о кораблекрушениях мирного времени, начало которым положил «Бакинский комсомолец». И сейчас, по истечении стольких лет, Виталий Торорощенко уверен, что не шторма, а высшие чиновники погубили «Рокшу», «Илью Мечникова», «Комсомолец Калмыкии» и другие суда АМП. В частности, капитан «Умани», грузившейся мерзлой рудой, трижды предупреждал руководство о неизбежности катастрофы. Еще более решительно повел себя второй помощник, отвечавший за погрузку. Он упаковал чемодан и, невзирая на протесты капитана, покинул судно. Слова помощника, с которыми он обратился к остальным членам экипажа, оказались пророческими:
- Первый же шторм в Атлантике отправит «Умань» на дно. В этой связи предлагаю последовать моему примеру. Но не из-за трусости, а в  знак протеста...
В назидание другим смутьяна наказали по всей строгости: закрыли визу и осудили. Что же касается чиновников Минморфлота, то они, как и следовало ожидать,  вышли сухими из воды, списав  «Умань» на бушевавший в Бискайском заливе шторм. А настоящей причиной являлась оттаявшая в теплых водах железная руда.
Из газеты –Donbass.UA
О гибели «Умани» писалось тогда много. Все газеты, от одесских — «Моряка», «Знамени коммунизма» и «Черноморской коммуны», до московских — «Известий», «Водного транспорта» и «Комсомольской правды», писали о мужестве и героизме моряков. Но о причинах трагедии не писал никто. А причина была в следующем.
В морозный январский день 1964 года теплоход погрузил в Туапсе на Роттердам смерзшуюся железную руду. Отвечающий за грузовые операции второй помощник капитана, понимая, что по выходу «Умани» в теплое Средиземное море руда растает и образовавшаяся в трюмах вода приведет к подвижке груза, что создаст при качке в зимней штормовой Атлантике угрожающий крен, предупредил капитана, что в таком состоянии руду грузить нельзя.
Но капитан не послушал своего помощника. Отход «Умани» в рейс «делал план» пароходству, и отказаться от погрузки означало навлечь на себя гнев начальства.
Второй помощник оказался человеком решительным. Видя, что его не слушают, написал капитану рапорт, собрал чемодан и уехал в Одессу.
За свой поступок он был уволен из пароходства. А «Умань» ушла в рейс. В Средиземном море смерзшаяся руда растаяла, и по выходу судна в штормовой океан из-за подвижки в трюмах разжиженной руды при создавшемся критическом крене теплоход затонул... Погибло 14 человек.
В 2011 ГОДУ в Гамбурге я зашел в Морской музей. Переходя из зала в зал, где представлена вся история мореплавания и выставлены макеты судов — от древних галлер до современных пассажирских лайнеров, супертанкеров и гигантских контейнеровозов, я попал в зал, в котором можно увидеть все виды применяемых на море спасательных средств: гидрокостюмы, спасательные жилеты, спасательные круги, надувные плоты, шлюпки и моторные боты.
Здесь же выставлены макеты буксиров — спасателей и сопровождающих их вертолетов. А на отдельном стенде, занимающем всю стену этого зала, описаны спасательные операции, которые проводили немецкие моряки, начиная с первых послевоенных лет.
Помимо описаний спасения рыболовных судов в Северном и Норвежском морях, я прочитал на этом стенде о спасении моряками немецкого сухогруза «Штуттгарт» пассажиров итальянского лайнера «Андре Дориа», затонувшего недалеко от Нью-Йорка от столковения со шведским пассажирским лайнером «Стокгольм».
Прочитав описание этой трагедии, я уже хотел отойти от стенда, когда вдруг увидел до боли знакомое — «Умань»!
Да, на этом стенде было описание спасения моряками немецкого теплохода «Библос» в ночь с 12-го на 13 января 1964 года членов экипажа советского теплохода «Умань», затонувшего в Атлантическом океане в районе Кадисского залива.
На «Умани» тонул мой друг, Олег Ловкин. К счастью, он спасся. По его рассказу, когда теплоход был уже наполовину в воде, команды оставить судно не было. Сигнал бедствия не дали. Спасательные шлюпки не спустили. Когда судно скрылось под водой, многих затянула образовавшаяся огромная воронка. Олег успел перед этим забежать в каюту и надеть спасательный жилет. Его затянуло под воду метров на 10, но потом выбросило. В ушах была дикая боль, но сознание он не потерял и поплыл к видневшейся невдалеке сорванной со шлюп-балок шлюпке. Она была зачехлена. За ее леера держались подплывшие к ней другие моряки. Боцман забрался на шлюпку и разрезал чехол, который тут же унесло ветром. Боцман помог остальным морякам залезть в шлюпку и стал искать ящик с пиротехникой.
В это время совсем близко прошел советский танкер «Казбек». Олег рассказывал, что хорошо были видны его ходовые огни, даже труба с серпом и молотом. Все, кто были в шлюпке, начали кричать, звать на помощь, но их не услышали и не заметили...
К счастью, боцман нашел ящик с пиротехникой, выстрелил из ракетницы тремя красными ракетами и вскоре шлюпку осветил яркий луч прожектора. Это и был «Библос». Теплоход шел тем же курсом, что и «Казбек», но, увидев ракеты, поспешил на помощь.
С «немца» спустили шторм-трап, но сильные волны не давали находящимся в шлюпке морякам за него ухватиться. Да и сил у мокрых и замерзших людей уже не было. Волны подбрасывало шлюпку до главной палубы «Библоса». И тогда немцы начали выхватывать находящихся в шлюпке по одному...
А вот что я прочитал на стенде Гамбургского морского музея о спасении советских моряков.
«Сухогрузный теплоход «Библос», водоизмещением 12 тысяч регистровых тонн, под флагом ФРГ, шел из немецкого порта Киль во Францию, в Марсель. Ночью с 12-го на 13 января 1964 года в Кадисском заливе в координатах широта 36 градусов 35 минут северная и долгота 07 градусов 45 минут западная, вахтенный штурман теплохода увидел три красные ракеты. Вызвав на мостик капитана, он, с его разрешения, изменил курс, включил прожектор и пошел на сближение с терпящими бедствие.
Вскоре поднятые по тревоге «Человек за бортом» немецкие моряки увидели в луче прожектора шлюпку с людьми. Подойдя ближе и прикрыв шлюпку правым бортом, спустили шторм-трап. Но сильная зыбь и ветер не давали находящимся в шлюпке людям ухватиться за шторм-трап. Волны подбрасывали шлюпку до уровня главной палубы, и тогда матросы «Библоса» начали выхватывать находящихся в шлюпке по одному.
Как оказалось, спасенные были членами экипажа советского теплохода «Умань», затонувшего в Кадисском заливе от смещения в трюмах груза железной руды.
Советским морякам была оказана необходимая помощь. А вскоре их доставили в Гибралтар, где они были переданы представителям местных властей».
Вот так, через много лет, я снова встретился с трагедией «Умани»...
Аркадий Хасин.
Из газеты =Вечерняя Одесса.

          31декабря 1974 года произошла трагедия, которая подтвердила пророчество главного строителя этой серии.
                  «31декабря 1974 года из итальянского порта Кальяри вышел теплоход «Комсомолец Калмыкии» с грузом соды и арматурной стали. Возле острова Коваля произошло смещение груза на правый борт. Забортная вода стала прибывать в корпус судна. Сигнал SOS прозвучал в 15.26 минут и был принят береговой станцией. Однако… решили, что тревога была ложной. Аварийная система работала 20 минут. За это время 35 членов экипажа, кроме капитана - Сычева Николая Ивановича, покинули борт судна на лодках и спасательных плотах. Агония судна длилась 20 минут. Судно затонуло в 4 милях от берега. В течение 5 часов потерпевшие бедствие боролись с холодным морем. Восемь человек спасти не удалось. Вместе с судном ушел на дно и капитан…

Две основные причины гибели судов были в те годы - военный груз и желание перевыполнить план. За перевыполнение сыпались ордена и почести. Об обратной стороне медали – о риске для жизни - задумывались мало. Георгий Топалов, проработавший более 20 лет фотокором «Азовского моряка», не понаслышке знавший о многих подробностях морских трагедий, рассказал о некоторых. «Суда серии «Комсомольцев» - очень длинные, узкие, высокие, неустойчивые. Про них говорили: ««Комсомольцы» от тумана качаются. А у «Комсомольца Калмыкии» металл был на дне. Металл - типа прутов, смещается. Радиограмму дают: «План перевыполнен». Надо было отрапортовав, что снялся с якоря, выйти, встать на рейде акватории порта или за портом. Считалось бы все равно, что он уже в рейсе…».

Но судно пошло в открытое море. Пока остров прикрывал его, пароход еще плыл. А как только вышли из Кальяри, первая же волна положила его на бок. Судно начало разворачиваться. Но это же - не автомобиль. Пароход быстро не развернется. Вторая волна… Третья… Подали сигнал о кораблекрушении. Но те, кто его поймал, лишь рассмеялся: «Вот «Комсомолец» дает! Допраздновались до того, что сигнал бедствия подают. Не поверили. Дело-то было 31 декабря.

На судне служил электромехаником Леша Олейник. Свой жилет он отдал буфетчице. А когда шлюпка переполнилась, парень первым стал из нее выбираться. Было стрессовое состояние. А Леша начал петь песню… «В лесу родилась елочка». Ему стали подпевать. Потом, позже сказали, что эта песня воспринималась то ли как молитва, то ли как гимн. Позже, когда Олейника вытащили из холодной воды, подумали, что он мертв. Но, к счастью, парня спасли. «Капитан заперся в каюте, не ушел с корабля. Вины его не было – судно неустойчивое, груз плохо закреплен, металл такой, что перекатывается. Его бы не судили. Но честь для этого человека была выше, чем жизнь», - рассказал Георгий Топалов.»



Комсомолец Калмыкии.



Последняя погрузка
"Сухогруз прибыл в Кальяри 21 декабря 1974 года пришвартовавшись в порту, на западный мол (итал. molo di ponente). Экипаж состоял из 36 моряков, 5 из которых были женщины. Его груз был частично готов, особенно каустическая сода в металлических бочках лежала околомостового крана, а прутковая сталь была на подходе на другом сухогрузе из г. Генуя. Погрузка завершилась 30 Декабря таким образом: 1735 тонн каустической соды погрузили в трюм и 4939 тонн прутковой стали погрузили в твиндеки.
Крушение
Накануне новогодней ночи 31 декабря 1974 года во второй половине дня сухогруз «Комсомолец Калмыкии», сняв причал в итальянском портуКальяри (о. Сардиния), несмотря на шторм 6 баллов покинул акваторию курсом на г. Керчь, и уже через два часа судно вышло из-за прикрывавшего его с северо-востока мыса Карбонара (итал. Capo Carbonara), где утонул из-за перемещения груза.

Мыс Карбонара.
Спасательная операция
B 14 часов 45 минут, судно , лежащее на правом борту с креном 12 градусов подало сигнал бедствия SOS, половина спасательных средств оказались полузатопленными, с трудом экипаж сумел сбросить на воду одну шлюпку. Многие прыгали в море просто так, поскольку судно начало тонуть. В течение 40 минут до момента перемещения груза «Комсомолец Калмыкии» скрылся под волнами с его капитаном.
Радиолокатор порта Кальяри зарегистрировал SOS, на удивление спасательный персонал интерпретировал это, как новогоднее поздравление, и не предпринял никаких действий.
Около 18 часов, когда стемнело, девяти морякам на полуразбитой шлюпке удалось добраться до скалистого берега мыса Карбонара, один из них поднялся наверх к маяку, весь израненный о скалы и кактусы, он был встречен, вооруженными автоматами, людьми. Кое как, объяснившись со смотрителем и охраной, последние, наконец, поняли, что произошло и направили телефонограмму в Кальяри. Благодаря силе и мужеству этого моряка из Кальяри вышла спасательная экспедиция.


Страдания оказавшихся в холодной воде моряков растянулись ещё на два с половиной часа до прибытия на место буксир «Вигоре». В госпитале, куда доставили и живых, и мёртвых, дали заключение, что несколько человек погибили уже на спасательном буксире от асфиксии.
Список погибших
• Сычёв Николай (капитан)
• Маршаун Валерий (четвертый помощник капитана)
• Гурман Виктор (матрос)
• Груздев Виталий (электрик)
• Махно Николай (моторист)
• Матвеев Иван (начальник рации)
• Бакалейский Станислав (моторист)
• Букало Анатолий (токарь)
• Бунина Людмила (буфетчица)
• Поиски и обнаружение
Советский теплоход «Ромны», первым из азовских судов пришедший к месту трагедии, присоединился к итальянской поисковой операции, чтобы уточнить координаты утонувшего "Комсомольца Калмыкии". Поиск продолжался в девяти милях от мыса Карбонара, между островками Серпентара и Каволи (итал. isole di Serpentara e Cavoli), но судно не обнаружили.
В 2008 году профессиональный дайвер Стефано Мазала (итал. Stefano Masala) из г. Куарту Сантелена (итал. Quartu Sant'Elena), обнаружил утонувшее судно «Комсомолец Калмыкии», лежащее на правом борту на глубине 118 метров, недалеко от берега мыса Карбонара, где сегодня находится морской заповедник (итал. Area Marina Protetta di Capo Carbonara).
Расследование трагедии
В первое время ответственность за крушение была возложена полностью на капитана Николая Ивановича Сычёва и его экипаж за выход в море в нетрезвом состоянии. В дальнейшем выяснилось, что присутствие алкоголя в организме моряков, было последствием того, что при их спасении у них было сильное переохлаждение. При подъёме на борт буксира «Вигоре» им давали по несколько глотков виски.
По заявлению пострадавших моряков выяснилось, что слишком быстро велась погрузка в последние сутки, очень мало времени было, чтобы проверить надёжность крепления груза, особенно прутковой стали, поскольку как из пароходства, так и из самой Москвы были получены радиограммы об обязательном выходе в море 31 декабря. В результате судно вышло из порта с креном 6 градусов.
В 1980 году, прокуратура г. Кальяри завершила долгое судебное расследование трагедии, обвинив командира порта капитана Бруно Сассу в халатности, которая заключалась в несвоевременной и затянувшейся на долгие часы операции по спасению моряков, некомпетентности самого капитана порта, который вместо быстроходных катеров спасения с медицинскими работниками на борту, направил на место трагедии буксир «Вигоре», скорость хода которого значительного ниже и без медицинских работников"



Памятник погибшим.

 Ваня Матвеев, начальник рации, был мои другом…