понедельник, 22 сентября 2014 г.

Azov,Black & other seas - 7



                                                                                                 Mariupol-city








  А З О В С К О Е,

                        Ч Ё Р Н О Е

                                    И

                                Д Р У Г И Е    М О Р Я -7


                          Как я уже рассказывал в предыдущих очерках, я работал в Азовском Морском Пароходстве  с 1968-го по 1976 год матросом и помощником капитана.
                       А теперь хочу рассказать о целях нашей тогдашней работы на флоте. А цель была одна-заработать побольше денег, для прокорма семьи и более-менее безбедного существования. Сразу отмечу, что у сегодняшних моряков всё та же цель, вот только способы исполнения разные. Сегоднящние моряки получают неплохую зарплату и везут домой только деньги (в инвалюте, конечно). А мы в те, уже далёкие времена, получали копейки, что в советских рублях, что в инвалюте. Нам приходилось за границей учитывать каждую копейку, чтобы что-то купить. Ни о каких ресторанах или барах мы и думать не могли. Иногда только ходили в кино, да и то, в дешевые кинотеатры. Основной нашей целью была так называемая отоварка. В то время в Союзе была острая нехватка различных товаров, дикий дефицит. И моряки привозили различные товары, которых не было дома. И, на это и жили.
                   Но было очень много препонов как в Союзе, так и за границей. У нас перепродажа товаров называлась спекуляцией, и работало ОБХСС (отдел по борьбе с хищением социалистической собственности – при милиции) по устранению сих спекулянтов. И надо было изощряться, чтобы не поймали. А за границей свои передряги.
                   Из иностранных государств самой популярной в мое время была Италия. Там было несколько портов, где нам можно было отовариваться. Венеция, Савона, Генуя, Мольфетта - в этих портах были магазины, ориентирующиеся на советских моряков. И еще владельцы некоторых магазинов могли привезти заказанный товар в другой порт. Например, Петро Бассо из Савоны


привез нам заказанный ему то телефону товар аж в Специю, проехав половину Италии. Он, конечно, поднял несколько цену на товар, но нам все равно было выгодно. В Специи покупать было нечего. Привозил товар он и в Империю, но это гораздо ближе.

                  Возили мы, в то время, венецианские сервизы, кофейные и чайные, мохер, венецианское стекло Мурано, болоньевые плащи и пальто, обувь,ткани и т.п. Так вот владельцы этих магазинов объезжали фабрики и скупали бракованные партии нужного им товара. А в то времена контроль за качеством в Италии был строгим. Если из партии шло брака около шести процентов, то браковалась вся партия. Вот эти то бракованные партии ,по минимальным ценам, и скупали «наши» продавцы. Явный брак они убирали, остальное продавали нам по довольно низкой цене. В нормальных магазинах все было намного дороже. Например, моток мохера мы покупали в «наших» магазинах по 200 лир,  а других магазинах он стоил от 500 лир и выше. И так всё остальное.
               В Венеции, вначале, мы отоваривались в двух магазинах, у Ольги, магазин  был на центральной улице и у Паоло магазин, которого, был за мостом Риальто,









в проулке. Но потом Ольга перешла на более богатых клиентов и нам остался только Паоло. Но, к нему очень уж далеко было идти. Шли то пешком, через всю Венецию.

А потом груженные, назад до площади Рима, где садились на автобус и в Местре. Рядом с Местре есть порт Маргера, где обычно  и стояли наши суда. Выходили на мосту Кавалькавиа.  Но, от моста Кавалькавиа до судна надо было идти километра три пешком, нагруженными товаром.



Вот это я на мосту Кавалькавиа



             Но вскоре у Паоло появился конкурент-Бруно. Он открыл довольно большой магазин под мостом Кавалькавиа, в Местре. Да ещё и стал доставлять на своем микроавтобусе наши покупки прямо к судну. Магазин был прямо у нас на пути. Ведь мы шли на мост Кавалькавиа, садились там, на автобус и ехали в  Венецию.
            А начинал Бруно с шариковых авторучек. Разные двух, четырех, многоцветные. Он подъезжал к судну на велосипеде, заходил и торговал. Были у него и сигареты и всякая мелочь. Втихаря скупал наши юбилейные рубли. И вот, он подкопил денежек и открыл магазин. Торговали в нем его дочка и невестка. Как- то спросили, - А где Бруно? Да спит пьяный на втором этаже, - отвечают.
          А Паоло и его жена психовали страшно. И, поневоле, тоже стали доставлять наши покупки к судну. Но им приходилось снимать катер, что явно недешево.
          О Валентине Ивановне в порту Мольфетта, а рассказал в рассказе о Мольфетте.


           В арабских странах предпочтения мы отдавали Латтакии в Сирии и Триполи в Ливии.

Там, в основном, мы покупали различные ткани.

           А теперь немного расскажу о том, как реализовывался весь привозимый мною товар. Большая часть товара расходилась по знакомым. Или через знакомых. Когда мы жили в Херсоне, супруге помогала её мама. Она носила привезенное на завод  и там все продавала. Я сказал, что был огромный дефицит и всё расходилось довольно быстро. Что-то, например сервизы, супруга сдавала в комиссионные магазины или продалавала на толкучке.




           Один раз, в Ейске, на толкучке её забрала милиция с сервизом. Привели в отделение и начали допрос. А буквально за день до этого в комиссионке продался один из, привезенных мною, сервизов. Супруга воспользовалась этим, стала плакать и говорить, что вот вчера купила в комиссионке, а сегодня срочно понадобились деньги на лечение и она принесла его на рынок. Опер позвонил в комиссионку, где ему подтвердили, что вчера продали венецианский сервиз. И ему пришлось отпустить супругу без штрафа и конфиската.



           В Херсоне ей было намного проще. Её крестная, тетя Ира, вместе с несколькими товарками, организовали подпольную фирму, и шили различную одежду к сезону. На рынке у них были постоянные места, и милиция их не трогала. Понятно, почему. Вот супруга и становилась рядом со своей крестной. Тут уж её никто не трогал…
            Я уже как-то отмечал, что я работал, в основном, на подменах. И всё равно зарабатывал нормально. Мой батя, как-то, подсчитал, что я, в среднем, за год зарабатывал более 600 рублей в месяц. Так это только с привозимого товара, зарплата была не в счёт. Напомню, что тогда средняя зарплата по Союзу была 120-140 рублей в месяц.