вторник, 30 сентября 2014 г.

Poti


          




          П     О     Т     И

             1966,  etc.

           В первый раз я попал в Поти весной 1966 года, когда был на практике на т/х «Павлодар».

Тогда это был ещё небольшой порт. А вот уже вскоре его довольно значительно расширили. Вырыли котлован и сделали глубоководным. Докеры хвалили бывшего началь­ника порта, он умер, к тому времени.
                       Я бывал в Поти, практически на всех судах, на которых работал. Тогда была очень популярная линия Жданов-Поти-Жда­нов. Возили руду из Рустави на металлургические комбинаты. Помню даже названия судов, этой серии. Первомайск, Павлодар, Кривой Рог, Енакиево. Новсе они, к тому времени, были уже убитые. Мы, на  «Павлодаре», в Херсоне умудрились потерять оба якоря. Один нашли, другой нет, пришлось ставить запасной.
                      А «Кривой Рог»

где-то в те же времена, на траверзе Новороссийска, потерял винт, пришлось его спасать.
                       Но, в то же время, « Павлодар» и «Первомайск» на какое-то время выпустили за границу. Они ходили на Италию. Но, с ними была одна проблема - им не хватало топлива туда и обратно. Обычно было так, в Италию они шли, а на обратном пути, где-то в районе Албании, ложились в дрейф и ждали пока какой-либо наш теплоход даст им топливо на обратный ход.
                     И ещё один анекдотический случай произошел на одном из этих судов. Капитаном был на нем старый, опытный азовский судоводитель. И вот, в каком-то итальянском порту, он направил письмо в капитанерию порта. Но на русском языке. А надо – на английском. И итальянцы перевели его, вначале, на итальянский, а за­тем на английский. И выставили огромный счет за пере­вод. Представляете, что было в пароходстве!
                    Вернемся к Поти. Собственно, ничего особенного об этом городке сказать не могу. После шести вечера на улицах пусто. Были в ресторане – одни мужики, пьют сухое вино. На столе бутылок двадцать. Только официантки женщины, да и то русские. Зашли, как-то в универмаг. Обращаюсь к продавцу, рядом никого нет. А она смотрит как-бы сквозь меня, делает вид, что не слышит или не понимает по-русски. Но, как только подошли грузины, залепетала на огромной скорости.
                  

Там была небольшая русская колония, жилось им там, конечно, нелегко. А вначале 90-х им пришлось убегать. Когда я продавал дом в 90-м в Ейске, приходили беженцы из района Поти.


                   Припомнился ещё одно происшествие, связанное с Поти.Произошло это где-то в конце июня 1971 года. Мы должны были прийти в Поти,о чем я сообщил жене. Cообщил, не обращая на это особого внимания. В Поти, обычно, никто и никогда из жен не приезжал. Это далеко и непросто. И тут она дает мне радиограмму, что с ребенком едет в Поти. А ребенку, то всего три месяца. Что-то она там не поделила с моими родителями.
                 И тут выясняется, что мы приходим на сутки раньше, чем я сообщил. И стоянка небольшая. Руда грузится часов пять.
             

  
Пришли, я сразу же побежал в Трансфлот. Никого нет и не было. Говорят, что узловая станция Цхакая, относительно недалеко, она может быть там, ожидать электричку на Поти. Что делать? Беру такси, договариваюсь, что за 25 рублей он свозит меня туда и обратно. В Цхакая обошел на вокзале все закутки, никого нет. Надо ехать назад, т.к. судно уже должно вот-вот сниматься. Приехали в Поти, иду снова в Трансфлот. Говорю им, а там был старшим русский Петров, что должна приехать молодая женщина с ребенком, прошу помочь. Они меня заверили, что всё будет хорошо, денег не надо, они позаботятся о моей жене с ребенком. И мы снялись на Жданов.

               Как потом рассказывала жена, ее обслужили по высшему разряду. Выделили комнату, где она постирала и высушила пеленки. Потом на машине отвезли в Сухуми и посадили на самолет до Донецка. Нашли какого-то грузина, тоже летевшего в Донецк, и попросили его присмотреть за моей женой. Тот помогал во всем, а в Донецке, где жена пересаживалась на самолет в Жданов, перепоручил её ещё кому-то. И когда мы пришли в Жданов, она уже встречала меня в порту. 
                 Петров, который всё это организовал, вскоре умер и в один из следующих приходов, я видел, как капитан порта, молодой  грузин, гравирует на металле его портрет. Сказали, что Петрова очень уважали в порту.