понедельник, 19 января 2015 г.

My mom-3









                                      М О Я    М А М О Ч К А – 3

    Окончание.Начало смотрите в рассказах - Моя мамочка,Моя мамочка-2.


              Мама работала на консервном заводе им.8 марта до 70 лет. 



Правда, в последнее время в раздевалке.

                 Мой младший брат лет двадцать пять назад разбежался со своей второй женой. И с сыном, которому было всего год и восемь месяцев, переселился к маме. А маме то уже было лет 65… И вот, моя мама воспитывала ещё одного ребенка до 18 лет. И кормила двоих на свою пенсию. Потому, что брат, практически,22 года не работал. А если где-то и подрабатывал, то деньги маме не давал, тратил на свои нужды. А когда бывшая жена брата  через шестнадцать лет вспомнила, что у неё есть сын и забрала его, то внук о бабушке забыл. На похороны, правда, приезжал.
         По правде сказать, я довольно отрицательно относилась ко второму мужу моей мамы Евгену Лотоцкому. По разным причинам. Мне вот сейчас даже сложно сформулировать свою нелюбовь к нему. Ну не любила я его и всё. Особенно, после случая, когда мама, по его вине, чуть не сгорела.
        Случилось это в начале лета 1977 года. Моей младшей дочке было около полутора лет, сыну шесть лет. И тут звонит сестра и сообщает, что мама сильно обгорела. Я оставила детей на мужа и срочно выехала в Херсон.
        А произошло вот что. Мама для каких-то целей согнала самогон. И Евген Степанович захотел выпить этого «приятного» напитка. А мама была против. Завязалась перепалка. В процессе, которой муж выплеснул какую-то часть самогона на маму. А потом случилось непонятное. Толи он, пытаясь закурить, нечаянно поджёг пропитанное спиртом платье на маме, толи умышленно бросил зажженную спичку на маму.

        Мама вспыхнула, как спичка. 

У неё полностью обгорело лицо, часть шеи и верхняя часть груди. Сгорели и часть волос на голове. Скорая отвезла её в областную больницу, вызвали следователя и открыли уголовное дело.

         Когда я пришла в больницу, то ужаснулась. Все лицо мамы было черное, сгоревшее. Она вся была забинтована. Её сотрудницы с завода где-то достали китового жира, и мама смазывала все обгоревшие места. Благодаря этому у неё на коже не осталось шрамов.
         Я настаивала, чтобы мама  не прощала Лотоцкого, пусть садится в тюрьму. Но она не послушала меня и простила его. Уголовное дело закрыли. И они ещё прожили почти двадцать лет. 

C мужем и любимым внуком


Лотоцкий почти все время пьянствовал. Но не буянил. И работал до последнего дня. И ни на что не жаловался. Хотя боли у него, скорее всего, были и немалые. Но он заглушал их алкоголем.
               Вначале декабря 1996 года у него сильно опухли ноги, и он не мог одевать обувь, ходил в тапочках. Второго декабря он отработал сторожем. А третьего утром мама повела его в больницу. По дороге он сказал маме, что если он умрет, чтобы она отдала все его вещи бомжу в порту по кличке «Матрос». Мама оформила его в  больнице и ушла. А к вечеру ей сообщили, что Евген Степанович Лотоцкий скончался в 15.00.
            Он не дожил двух дней до своего 61 летия… Его предсмертную просьбу выполнили. Нашли Матроса и отдали ему все вещи покойного.

             

Мама любила танцевать...


Ну, маме на момент смерти мужа было уже 71 год и мужчинами она больше не увлекалась. Тем более что на её шее сидели младший сын и внук. Да ещё и средняя дочка являлась в обеденный перерыв, благо работала невдалеке.
             Но к нам, в Мариуполь, мама все равно приезжала. И с внуком и сама.

             С дочками,внуками и соседями,1983 год

Мы, занимаясь мелким бизнесом, помогали маме, как могли. И ездили в Херсон. Вначале, пока работали, раз в год. А в последнее время так два раза в год, весной и осенью. Одно время мы так посылали маме ежемесячно некоторую сумму денег. Но, когда я узнала, что эти деньги, практически, к маме не попадают, а брат тратит их на сигареты и собственные удовольствия, то мы перестали посылать.


           22.04.2008 года - дети,внуки,правнучка
  Но, приезжая, привозили с собой продукты на дней десять.


Выросли детки...

И я давала маме деньги, около половины её пенсии. В 2000  году мы приехали 26 ноября и устроили ей день рождения, отметили её 75-летие. Хоть это было и довольно опасно  ездить в такое время года, да ещё и на такое расстояние. Смотрите об этом в рассказе-Херсон-2.Году так в 2007-м мы приехали, купили шифер, наняли рабочих и перекрыли крышу над маминой квартирой. А то она постоянно жаловалась по телефону, что при дожде вода льётся ей на голову. В 2009 –м году мы приехали и накрыли стол 9 мая, собрав всех херсонских родственников. Есть видео, где мама танцует в этот день.
         



Май 2011 года

   Последний раз мы видели маму в 2011 году. И уже было ясно по её состоянию, что ей недолго осталось. Я сказала об этом сестре и брату, напомнив, что надо аккумулировать деньги на похороны. А они только посмеялись. Я очень часто, почти каждый день, звонила по мобильному телефону сестре, спрашивала о маме.
             Мама ушла от нас ночью 24 марта 2012 года. Утром в 07.00 позвонила сестра и сообщила об этом. Мы с сыном через пять часов были уже в Херсоне. Так как денег ни у кого не было, то мы организовали и  достойно похоронили мою мамочку.