О Д Е С С А
1968,etc.
Впервые
я попал в Одессу весной 1968 года. Мне, наконец-то, открыли визу, и я
должен был попасть на практику на судно, идущее в иностранный порт. Нас,
группой, привезли в Одессу и поселили в экипаже (общежитии) местной
мореходки. Пока решалась наша судьба, мы исследовали знаменитый
город. Побывали везде, где только могли. Видели В.Высоцкого, на съемках
«Служили два товарища» с лошадью. Видели съемки ещё нескольких фильмов.
Тогда Одесская киностудия работала в полную силу.
Направили меня и ещё нескольких моих товарищей на балкер «Баймак». Около недели мы акклиматизировались на этом судне, чистили трюма, стояли вахту и т.п.
Но
потом выяснилось, что т/х «Баймак» должен идти на Дальний Восток, во
Вьетнам, Сингапур и ещё несколько стран. Рейс, конечно, хороший, но… Дело
в том, что учёба в мореходке у нас уже закончилась и с первого августа
должны были начаться Госэкзамены. А рейс на Дальний Восток, обычно,
длился от полугода до девяти месяцев. То есть на Госы мы не успевали.
Я
и уже покойный, на данный момент, Сережа (Зёзя) Проценко пошли в отдел
кадров и попросили поменять нам судно, чтобы успеть на Госы. Нам пошли
навстречу, тем более что мы были практикантами. Зарплату нам не
начисляли, мы получали только валюту, да и то полставки матроса 2-го класса.
Так мы попали на т/х «Николай Гоголь».
Это был новый, на то время, теплоход, ему ещё не было и двух лет. Ему предстоял короткий рейс на Кубу, перед гарантийным ремонтом в Югославии.
Это был новый, на то время, теплоход, ему ещё не было и двух лет. Ему предстоял короткий рейс на Кубу, перед гарантийным ремонтом в Югославии.
Из
рейса мы пришли в начале июля, и я почти за месяц до Госов, был в
Херсоне. А те трое, или четверо, уж не помню, что остались на т/х
«Баймак», на Госэкзамены опоздали. И как я не пытался, позднее,
выяснить их судьбу, так и не смог. Никто из однокашников ничего не
знает.
А летом 1969 года я вновь попал в Одессу, уже на т/х «Тихвин».
Я его уже упоминал в предыдущих рассказах.
Я его уже упоминал в предыдущих рассказах.
Тут
необходима небольшая предистория. Экзамены на помощника я сдал ещё в
начале лета. Но тут, одновременно со мной сдали экзамены куча
выпускников Одесской Высшей Мореходки. И получился временный перебор
четвертых помощников. Вот нас и раскидали кого-куда. Две с лишним недели
я отработал вторым помощником на лихтере «Бея», возил агломерат. А
потом вызывают и говорят, вот надо срочно перегнать аварийное судно в
Одессу, а каботажников у нас нет. Как только придёте в Одессу, вам сразу
же придет замена и вы пойдёте за границу. Отказаться было невозможно! Я
сидел «на биче», т.е. в
ожидании направления на судно, получал копейки, да и проедал все, что
получал. А на теплоходе хоть и чистая зарплата, так кормят же.
Пришли
в Одессу, нас засунули на какой-то дальний причал и, казалось, забыли.
Время идет, а никто ничего не делает. И, никто к нам, а большинство
визированных, на замену не едет. Зато мы бродим по городу. И тратим
деньги.
Мне, как кассиру, все были должны. Понабирали в счёт зарплаты довольно много денег. Некоторые так больше, чем должны были получить. Так прошло около месяца.
Мне, как кассиру, все были должны. Понабирали в счёт зарплаты довольно много денег. Некоторые так больше, чем должны были получить. Так прошло около месяца.
И
я понял, что что-то надо предпринимать. Иначе застряну на этом корыте
надолго. И тут я получил письмо от жены. Обычное письмо, ничего там
особенного не было. Но у меня созрел план аферы. Иду к капитану и
говорю ему, что вот получил письмо, дело идёт к разводу, надо срочно
ехать. Наверное, я был так убедителен, что он мне поверил и отпустил.
Приехав
в Жданов, я сразу пошел в отдел кадров. Говорю, что прошло уже больше
года после начала моей работы в пароходстве и мне положен плановый
отпуск. Деваться им было некуда и мне дали отпуск. Ну, а из отпуска я
уже в каботаж не вернулся, пошел к своему заграничному инспектору и
вскоре вышел в рейс четвертым помощником.
С
1980 по 1986 года я обучался в Одесском Институте Инженеров Морского
Флота или Водном, как его знают в Одессе. До четвертого курса мы учились
в Жданове на вечернем отделении, а пятый и шестой за заочном в Одессе.
На сессии мы поселились во втором общежитии порта, что на 6-й станции
Большого Фонтана. Что довольно далеко от института. Надо было ехать на
двух трамваях, около часа в один конец. А потом ещё и пешком около 15
минут. Кушали мы, поначалу, там же в общежитии, в рабочей столовой, на
первом этаже. До одного случая.
Тут
нужно добавить, что на сессии мы ездили втроем из нашего порта Володя
Алфёров (уже покойный), Сережа Завтур и я. И вот пошли мы в столовую.
Взяли обед, в том числе на гарнир тушеную капусту. Обедаем. А я,
вообще-то, тушеную капусту не люблю. Сижу и колупаю её вилкой. Смотрю, а
там прусак-таракан. Дождавшись, пока товарищи закончили обед, я им
показал свою находку. Обоих сразу потянуло на рвоту. Больше мы в этой
столовой не обедали. Уже на следующей сессии, я настоял и выбил комнату в
общежитии на Комсомольской, что напротив института.
Ещё
один случай, связанный с институтом. Нам нужно было сделать курсовую
работу по математическим методам. А я до этого даже и не слышал, что это
такое. Книгу-учебник изучал около месяца. А затем ещё около месяца
делал работу. Так набил руку, что ещё несколько работ товарищам делал.
Сереге Завтуру тоже сделал я. Алфёров сказал, что сделал сам. И вот, в
институте, идем на кафедру, получаем свои курсовые. На исправление
ошибок, незачет.
А
я знал уже, что преподаватели полностью работы не читают, а проверяют
по отправным точкам, формулам, задачам, и т.п. Свою работу и Завтура, я
исправил за пять минут. Алферову пришлось признаться, что работу делал
не он, просит меня исправить. Так как отправлять в Жданов на исправление
смысла не было. Открываю и вижу, что ошибка сделана в самом начале
работы. Притом очень грубая. Работу надо полностью писать заново. Что
практически невозможно в те сроки, которые у нас остались до начала
сессии. Тогда я говорюАлферову, - Попытаюсь обмануть преподавателя,
если удастся. И я исправил ему те отправные точки, по которым
проверяется работа. Сдали. Через некоторое время получаем. На всех трех
работах надпись – К защите. Обман удался. Но это ещё не все.
Опять
таки втроем идем на защиту. Я их, конечно, натаскал, насколько это было
возможно. Защитился Завтур, защитился я. Садится Володя. Что-то
рассказывает, а преподаватель, в это время, листает его работу. И вот,
вижу, что он нашел ошибку! Листает туда, обратно, потом смотрит на
титульный лист. А там – К защите. И тут началось! Как он его гонял! В три раза дольше, чем нас! Но всё удалось!!!
В
начале июня 1986 года проходила защита диплома. Завкафедрой выставила
меня на защиту первым, Мурыжили меня около часа. Но так как я сам
разрабатывал и писал диплом, то поймать меня на чем-то было невозможно.
Закончив
защиту, я сразу же направился в заочное отделение к секретарю. Она меня
хорошо знала, так как я был старостой группы. Подарил ей коробку
хороших конфет и ещё что-то и попросил оформить диплом побыстрее. Она
бросила всё и пошла на кафедру, а это ну очень не близко. Нужно было
пройти три корпуса в одном направлении. Через минут сорок декан
факультета вручил мне диплом. И в тот же день я самолётом улетел в Жданов.
А остальные мои сокурсники больше недели ждали дипломы. Некоторые уехали, как Алферов, без диплома, ему потом привезли с оказией.