понедельник, 10 марта 2014 г.

Kherson - 5 or study in seaworthy school


основной учебный корпус


Х  Е  Р  С  О  Н  -  5


                                       или



              У Ч Ё Б А   В   Х М У  М М Ф


                Продолжение. Начало смотрите в Херсон - 4


                       С сентября вновь занятия в училище. Ну, тут описывать почти нечего. Заня-
тия, строевая подготовка, по выходным – встречался с девушкой. Правда, где-то в районе 7 ноября произошел такой случай. Была суббота, я и Витя Пименов были назначены в наряд дневальными по роте. Заступать нужно было в 19.00.Первым должен был стоять Пименов.
Но тогда была принята такая процедура, что все, кто заступает в наряд на следующие су­тки, должны присутствовать на разводе в учебном корпусе. Из двух дневальных, на разводе
должен был присутствовать хотя бы один.
дежурство в экипаже


А мы с Пименовым пошли на стадион, в спортивный зал, посмотрели бокс. Потом он пошел на службу, а я на свидание. В экипаж я
появился поздно ночью и с 01.00 заступил на службу. Утром – скандал. Почему никого не было на разводе? И зам. старшины роты Тимофеев Ваня (он был или мордвин или чуваш, второй курс он не закончил) говорит – вот вам 10 нарядов вне очереди на двоих, делите, как хотите. Поделили мы по 5 нарядов и вперед. Десять дней из учёбы выпали. В наряд ходили через день. С 19.00 и до 19.00 ты в наряде. После наряда – отдых. Следующий день – занятия, но ничего не спрашивают, так как был в наряде. А с 19.00 снова в наряд. Первый день я мыл посуду на камбузе. А потом освободилось место истопника, и я перешел туда. Вставал в 5 утра, приходил на камбуз и растапливал печку. Занят был до 12.00-13.00.А потом, гуляй до завтра.
                      
   на  самоподготовке


  В первом семестре второго курса мы закончили изучать курс средней школы.
Сдали экзамены. Далее пошли только профессиональные предметы - навигация, мореходная астрономия, морское дело, электронавигационные приборы, радионавигационные приборы, английский язык, и ещё, кажется, был сопромат.
                           С апреля  1966  года я был на практике на п./х «Павлодар».
    такого же типа был и п/х "Павлодар"


Вскоре, после окон­чания моей практики, невеста моя окончила кооперативное училище и получила назначение в ателье поселка городского типа Аскания-Нова (там же находится знаменитый заповедник). Вскоре она туда уехала. В августе, я съездил домой на каникулы, побыл там совсем немного, вернувшись в Херсон, поехал к невесте в Асканию-Нова.
Там у меня были недоразумения с местными парнями, один из них ухаживал за моей невестой. Но всё кончилось хорошо. Мы вместе приехали в Херсон (она отпросилась на ра­боте на два дня). Затем она снова уехала, но в октябре вернулась насовсем. В ноябре мы подали заявление в ЗАГС.
                             После свадьбы я обратился к начальнику судоводительской специальности
училища, чтобы разрешили жить дома.
  перед сном в кубрике

Он спросил, какой у меня средний балл по учебе. Я ответил, что 3,6. А какой был школьный средний балл – 4,2.На что он сказал, что когда до­веду свой средний балл до 4,2,то  тогда и будет разговор о проживании дома. Это был Виталий Георгиевич Харламов. Он преподавал у нас мореходную астрономию. Человек, кото­рый никогда не повышал голоса. Тут ещё следует добавить, что с 1-го  сентября 1966 года в нашем училище вновь ввели военную кафедру. Она была до 1960 г., потом её отменяли. Когда не было кафедры, то командирами рот были, кто попало, т.е. гражданские люди. А, с введе­нием кафедры, командирами рот стали военные морские офицеры, от младшего лейтенанта до капитан-лейтенанта. Но нас, третьекурсников, военная кафедра не коснулась. Военное дело изучали только первые и вторые курсы. Но командирами рот были офицеры у всех кур­сов.
  дежурный взвод на камбузе.Чистка картошки.


                        В нашу роту командир приехал поздно, в начале ноября. Это был капитан-лей­тенант Котов. Представьте, как ему было тяжело. Ведь мы уже были не молодые курсанты, мы уже два года прожили более-менее свободной жизнью. А он пытался привить нам военную дисциплину. Мы же довольно сильно сопротивлялись. В конце концов, был най­ден обоюдный компромисс. Кстати, с офицером у меня произошел довольно занятный случай. На третьем курсе нам стали давать увольнения на сутки или даже до утра понедельника, т.е. на двое суток. Но было поставлено условие - или ты приходишь до 23.00,или до утра не появляйся. Иначе увольнений больше не увидишь.
            гонка на ялах 
Где-то в октябре, взяв увольнительную на сутки, я возвратился в экипаж около часа ночи.
Дежурный по училищу – молодой лейтенант, стоял в вестибюле экипажа, метров 6-7 правее от входа, и с кем-то разговаривал. Тут сле­дует добавить, что на верхние этажи вело два лестничных марша – левый и правый. На ка­ждом этаже проживало две роты. Дневальные по роте обычно сидели у столиков возле вхо­дов на этаж. Между входами было расстояние около 60 метров. Мой кубрик находился на втором этаже правого крыла, метров в 7 от столика дневального. Так вот, вхожу я в экипаж, быстрым шагом прохожу, вестибюль и поворачиваю влево к лестничному маршу. Дежурный, увидев меня, закричал - «Курсант, остановитесь!» Я зашел на лестничный марш и бегом вверх, перепрыгивая через две-три ступеньки. Слышу - он бежит за мной. Но мой рост – 181 см, а лейтенанта – максимум 165 см, соответственно и ноги. Вбежал я на третий этаж и вошёл в помещение чьей-то роты.
Дежурный отставал на этаж. Я, очень быстрым шагом, прошел с левого на правое крыло и вышел на лестничный марш. Там я бегом спустился на свой этаж, тихо открыл дверь. Дневальный дремал на стуле у столика. Я, на цыпочках, прошел в свой кубрик и, прямо в одежде, нырнул под одеяло. Только минут через пять-семь открылась дверь на этаж, и кто-то стал разговаривать с дневальным.
Но так как дневальный меня не видел, то он ничего и не мог сказать. В мой кубрик дверь никто не от­крывал. Я разделся и завалился спать с чувством хорошо выполненного долга.

  перекур




                 Продолжение в Херсон - 6