А З О В С К О Е,
Ч Ё Р Н О Е
И
Д Р У Г И Е М О Р Я - 3
Вот вспомнил, как на п/х «Василий Головнин»
мы шли в Жданов (Мариуполь) зимой и во льдах. У всех судов этого типа был самый маленький ледовый класс -3. Я уже рассказывал, как на т/х «Шахты» нас сжимал лёд в Азовском море и как лопались шпангоуты.
А данный случай был немного раньше. Шли мы по ледовому каналу за ледоколом. Капитан распорядился, чтобы я, боцман и все свободные матросы были на баке. Хоть и мороз был довольно сильным.
мы шли в Жданов (Мариуполь) зимой и во льдах. У всех судов этого типа был самый маленький ледовый класс -3. Я уже рассказывал, как на т/х «Шахты» нас сжимал лёд в Азовском море и как лопались шпангоуты.
А данный случай был немного раньше. Шли мы по ледовому каналу за ледоколом. Капитан распорядился, чтобы я, боцман и все свободные матросы были на баке. Хоть и мороз был довольно сильным.
Какое-то время шли сами, но потом лоцман с локационной станции «Раскат», следивший за нами, сказал, что нас подвижкой льда сносит на бровку канала. И с ледокола
была принято решение взять нас « в усы». Что и было сделано. То есть толстый канат, поданный с ледокола, мы провели через оба якорных клюза и палубу бака и отдали назад. А в ледоколе, для таких случаев, имеется выемка в корме. Получилось как-бы одно целое. Так и шли всю ночь, так как ледовая обстановка была очень сложная, дул сильный юго-восточный ветер и подвижка льда шла в сторону берега.
Лишь
к утру зашли в порт, ледокол ушел, а за нас взялись буксиры. А так как
порт также был весь покрыт льдом, то ошвартоваться к причалу было тоже
совсем нелегко. Делалось это так. С бака подавался швартовый конец и
крепился на берегу. Если надо было стать к причалу правым
бортом, то в левый борт упирался буксир и давил. Но до определенного
момента, так как между бортом и причала скапливался лед. Тогда другой
буксир входил в это пространство между причалом и бортом и своими
винтами пытался выгнать лед. Все это занимало немало времени и сама швартовка могла длиться около четырех часов.
А мы всю эту ночь торчали на морозе, только иногда спуская в подшкиперскую. Но там тоже было холодно, разве что ветра не было.
Теперь
немного о другом. В те, уже далекие времена обязанности у всех
помощников капитана были разные. На больших судах, где был четвертый
помощник, то он отвечал за электро и радионавигационные приборы и кассу.
Вел все журналы и оформлял приходы и отходы. Печатал судовые роли на
русском и английском языках. Вахту стоял одну с 16.00 до 20.00.А вот на
судах поменьше четвертого помощника уже не было и за всё отвечал третий
помощник. И вахта была с 08.00 до 12.00 и с 20.00 до 24. 00.Это на ходу,
конечно. На стоянках стояли суточные вахты. И, если был четвертый
помощник, то старпом суточные вахты не нёс. Я, работая на судах типа «Чулым»
и «Шахты»,
отвечал за все приборы, карты, документацию, кассу. Приборы должны все работать, карты должны быть своевременно откорректированы и так далее. Карты получались в навигационной камере пароходства, откорректированными на день получения. Но текущую корректировку должен был проводить помощник. По рации получались НАВИМ и НАВИП с текущими изменениями морской обстановки и все это надо было нанести на карты данного рейса. И ещё. Капитан делал предварительную прокладку курса данного рейса на карте большого масштаба, а текущую прокладку на рабочих ходовых картах делал уже третий помощник.
и «Шахты»,
отвечал за все приборы, карты, документацию, кассу. Приборы должны все работать, карты должны быть своевременно откорректированы и так далее. Карты получались в навигационной камере пароходства, откорректированными на день получения. Но текущую корректировку должен был проводить помощник. По рации получались НАВИМ и НАВИП с текущими изменениями морской обстановки и все это надо было нанести на карты данного рейса. И ещё. Капитан делал предварительную прокладку курса данного рейса на карте большого масштаба, а текущую прокладку на рабочих ходовых картах делал уже третий помощник.
Второй помощник тогда занимался только погрузкой и выгрузкой судна, ну и вахты, конечно.
А вот у старпома обязанностей было много. На нем было все хозяйство судна, палубная команда и вспомогательный состав.
Вот вспомнил один случай, когда я чуть не утонул. Спасло только самообладание.
Есть
такое устройство, называемое лаг. Он показывает скорость судна. Но, для
того, чтобы он работал надо было спуститься в машинное отделение,
открыть шахту лага, спуститься в неё (около 2 метров), открыть клинкер,
опустить шток лага и снова закрыть клинкер. При подходе к порту или
узостям всё проделывалось в обратном порядке. Все это проделывал третий
помощник.
И
вот, подходим мы к какому-то порту. Я спускаюсь в машинное отделение.
На вахте четвертый механик и машинист. Снимаю плиту, открываю крышку
шахты лага и спускаюсь в саму шахту. Открываю клинкер и начинаю
вытаскивать шток лага. И, в это время, закрывается крышка шахты лага
(механик решил так подшутить!). А я, видно, дернул шток сильнее, чем
надо и он выскочил из отверстия. И в шахту хлынула забортная вода! Я не
растерялся, левой рукой попытался закрыть отверстие, а правой начал
закрывать клинкер. Закрыл, но был уже по пояс в воде. Открылась крышка
шахты лага, механик и машинист были в ужасе! Никогда больше я так шутить
не буду!- сказал механик. Хорошо еще, что скорость судна была снижена,
иначе утонул бы…
Самой нормальной я считаю обстановку на борту, когда судно двигается. А так как лишних людей на борту обычно не было, то в коридорах стояла тишина. Одни стояли вахту, другие отдыхали после вахты. Только вечером свободные люди собирались в столовой команды. Играли в настольные игры, смотрели фильмы.
Хуже
всего было тогда, когда приходилось стоять на рейдах портов в ожидании
освобождения нужного причала. В европейских портах обычно все решалось
довольно быстро, а вот в арабских страшно долго. Как-то в Ливии, в
Триполи стояли на рейде почти месяц. В таких случаях больше всего
убивает неизвестность. А если, допустим, кончается что-то из-запасов, то
и нервотрепка. Хватит или нет. В ту стоянку на рейде Триполи
закончились хорошие сигареты, и пришлось курить подмокшие ранее сигареты
«Солнце» с цвелью. Я тогда ещё курил. Бросил же курить в 1977 году, уже
после окончания своей мореходной эпопеи.
На
таких стоянках скукота невообразимая. Фильмы уже все пересмотрели,
книжки перечитали. Да и друг-другу уже порядком надоели. Отсюда и
скандалы и руганки. В то время ещё ведь не было ни видеомагнитофонов, ни
DVD.А
наши телевизоры брали картинку, но не брали звук. Правда в арабских
странах, как по мне, то и смотреть нечего. В Ливии, например,
транслировали по пять – шесть часов муллу, читающего Коран. А в Египте
старинные фильмы целый день. В Италии, конечно, было что смотреть, но
звук надо было ловить по радиоприемнику. В те времена различные шоу вела
молодая ещё тогда Раффаэлла Карра. Она за программу переодевалась до
десятка раз. Но фильмы, по национальному телевидению, показывали тоже
только старые.