О Д Е С С А -2
1984 - 1986 года
Хочу немного добавить об обучении в ОИИМФе.Как я уже упоминал в первом рассказе об Одессе, после вечернего отделения в Ждановском филиале института, нас перевели на заочное отделение в Одессу. Не знаю, как сейчас, а тогда, чтобы получать денежную компенсацию за сессию в институте, по месту работы, нужно было сдать сессию без «хвостов»,т.е. без двоек. А для этого, в первую очередь, надо чтобы были зачтены все контрольные работы, которые мы делали дома и высылали в институт. Что было очень даже непросто. Я вот припоминаю, что на первых курсах, я работу по химии переделывал несколько раз и пересылал её в Одессу. А потом преподаватель приехала к нам, в Жданов и я с ней на лекциях несколько раз спорил. Но зато на экзамене она поставила мне пятерку!
Но, возвратимся к Одессе. Опять таки, я уже упоминал, что на сессии мы ездили втроем. Володя Алфёров работал в то время зам. начальника 3-го района, Сережа Завтур – начальником смены, там же, ну а я – диспетчером порта. Чтобы траты были поменьше, мы решили не снимать квартиры, а поселиться в общежитии Одесского порта на 6-й станции Большого фонтана, кажется улица Пограничная. Для этого взяли направление из нашего порта. Но оно оказалось излишним, точнее никому не нужным. Все вопросы по поселению в общагу решал комендант с кастеляншей. Вручив им кое-какие подарки, мы поселись на четвертом этаже общежития.
Всё ничего, кроме одного довольно значительного неудобства. Вода то в Одессе по расписанию! Насколько я знаю, и сейчас тоже бывают перебои с водой. Туалеты в общаге смыть нечем, вонь стоит по всему этажу. И т.д. и т.п. Ну и расстояние до института очень уж неблизкое. Одним трамваем до ж.д. вокзала,потом пересадка на другой и до места. В пути от 40 минут и до часа.
Первая
наша сессия в институте была очень напряженной и длилась она сорок
дней. До 14.00 были занятия, потом перерыв до 16.00 и лабораторные
работы. А так как общага была далеко, то в перерыв приходилось шататься
по городу.
Проблемы
с незачтенными работами мы решали следующим путем. Умышленно приезжали в
Одессу за неделю до начала сессии. Сразу же шли в деканат заочного
отделения. А все работы студентов накапливались в то время в
секретариате. Секретарем же была Вера Павловна. Женщина с исключительной
памятью! Она знала в лицо почти всех студентов факультета. В том числе,
конечно, и меня. Так как от имени всей нашей тройки с ней общался
именно я. Мы, конечно, вручили ей, вначале, некоторые подарки. Так что
меня она обслуживала вне очереди.
Технология была такая. У Веры Павловны мы забирали свои незачтенные работы, исправляли и
несли их на соответствующий факультет. Там мы просили лаборанта
назначить преподавателя, который будет их проверять. Сами же искали
назначенного преподавателя и просили его проверить как можно быстрее.
После того, как работа была зачтена, мы возвращали её в секретариат
заочного факультета. Таким образом, мы сокращали время минимум на
неделю. А дело в том, что чтобы добраться от заочного отделения до наших
факультетов, надо было пройти три корпуса института, еще и варьируя
этажи в этих корпусах. И лаборанты факультетов не очень то желали
отправляться в такое путешествие. Ходили через день, а то и реже. А мы
освобождали их от такого труда, чему они были очень рады.
Ждановская
(Мариупольская) группа студентов была самая большая и понятно, что
старосту выбрали именно из нашей группы. То есть меня. Дело в том, что
староста решал довольно много вопросов и лучше, чтобы он был свой. Об
этом нас предупредили работники нашего порта, учившиеся в институте раньше нас.
Ну,
сам процесс обучения в институте смысла освещать нет. Он ничем не
отличается от аналогичных процессов в других институтах. Перейду сразу к
диплому.
Тему
моего диплома мне подсказал уже покойный Николай Иванович Адаменко.
Уникальный был человек! С образованием семь классов, он работал в порту
до 75 лет руководителем среднего звена. А сколько он подал
рационализаторских предложений!
В
тот период к нам в порт везли огромное количество цитрусовых из
Египта. И везли их на судах типа «Комсомолец». Чтобы их выгрузить,
затрачивался огромный потенциал порта. Люди и техника. В трюме работало
шесть человек, накладывающих ящики с цитрусовыми на поддоны, потом
поддоны подавали на причал, погрузчиками везли в рефрижераторные вагоны,
где их расформировывали четыре человека. На один кран (ход) нужно было
задействовать до 15 человек. А чтобы выгрузка судна проходила по плану и
в срок, надо было ставить не менее трех ходов, т.е. куча людей.
Основная
идея моего диплома была в том, чтобы организовать пакетирование ящиков с
цитрусовыми в Египте и перевозить их на судах типа «Ро-Ро»,
т.е. с горизонтальной погрузкой и выгрузкой. В этом случае работают только механизмы и количество участвующих в процессе людей сводится до минимума.
т.е. с горизонтальной погрузкой и выгрузкой. В этом случае работают только механизмы и количество участвующих в процессе людей сводится до минимума.
Руководителем
моего диплома была зав. кафедрой морских портов Вера Захаровна. Она
взяла трех дипломников. Но со мной она не имела никаких проблем. Я к
ней приходил не чаще одного раза в неделю и на пять минут максимум,
чему она была несказанно рада. И не раз говорила, - Как хорошо, что я
Вас взяла!
Где-то
к 10 апреля 1986 года я закончил написание диплома в черновике.
Руководитель выставила меня на предварительную защиту в рамках
института, вместе с ещё одной её протеже – умненькой и красивенькой
кубинкой. Мы успешно защитились. Потом руководитель пыталась выставить
меня на предварительную защиту в рамках города. Но я категорически
отказался, ссылаясь на свой возраст(37.5 лет). И попросился уехать домой
на майские праздники. Она дала добро. И 19 апреля 86 года я улетел в
Жданов. А 26 апреля взорвался Чернобыль, и облако добралось и до
Одессы…
Дома
я начал писал диплом в чистовике, никуда не спеша. И к 10 мая диплом в
чистовике был готов, и я вернулся в Одессу. Оставались только чертежи и
месяц до защиты. Я вставал в 6 утра, немного занимался чертежами и ехал
на пляж. А вот моим товарищам было не сладко. На праздники к ним
приезжали жёны и дипломами они, понятно, не занимались. Даже черновики
не были готовы. А у Володи Алферова руководителем диплома
был декан факультета, к которому было невозможно попасть из-за его
занятости. Вспоминаю, как Володя по пол дня маячил у кабинета, ожидая
освобождения декана.
В
конце мая 1986 г. мой руководитель направила меня с дипломом на
рецензию к доктору наук в институт Черноморниипроект. Мы с ним
поговорили, он, оказывается, бывал в нашем порту и знал расположение
причалов и ж. д. путей. Он положительно оценил мой труд и через два часа я вернулся к Вере Захаровне. Она была очень удивлена, что всё свершилось так быстро.
На
защиту диплома она поставила меня первым в нашей группе.
И комиссия меня гоняла минут сорок. И всё из-за того, что был очень большим экономический эффект проекта. Но потом до них дошло, что цифра то была приведённой, т.е. умноженная на коэффициент и меня отпустили. В тот же день я получил диплом и улетел домой в Жданов.
И комиссия меня гоняла минут сорок. И всё из-за того, что был очень большим экономический эффект проекта. Но потом до них дошло, что цифра то была приведённой, т.е. умноженная на коэффициент и меня отпустили. В тот же день я получил диплом и улетел домой в Жданов.