вторник, 18 марта 2014 г.

Odessa-2





             О  Д  Е  С  С  А -2

                 1984 - 1986 года


       Хочу немного добавить об обучении в ОИИМФе.Как я уже упоминал в первом рассказе об Одессе, после вечер­него отделения в Ждановском филиале института, нас перевели на заочное отделение в Одессу. Не знаю, как сейчас, а тогда, чтобы получать денежную компенсацию за сессию в институте, по месту работы, нужно было сдать сессию без «хвостов»,т.е. без двоек. А для этого, в первую очередь, надо  чтобы были зачтены все кон­трольные работы, которые мы делали дома и высылали в институт. Что было очень даже непросто. Я вот припоминаю, что на первых курсах, я работу по химии переделывал несколько раз и пересылал её в Одессу. А по­том преподаватель приехала  к нам, в Жданов и я с ней на лекциях несколько раз спорил. Но зато на экзамене она поставила мне пятерку!
        


  
Но, возвратимся к Одессе. Опять таки, я уже упоминал, что на сессии мы ездили втроем. Володя Ал­фёров работал в то время зам. начальника 3-го района, Сережа Завтур – начальником смены, там же, ну а я – диспетчером порта. Чтобы траты были поменьше, мы решили не снимать квартиры, а поселиться в общежи­тии Одесского порта на 6-й станции Большого фонтана, кажется улица Пограничная. Для этого взяли направле­ние из нашего порта. Но оно оказалось излишним, точ­нее никому не нужным. Все вопросы по поселению в об­щагу решал комендант с кастеляншей. Вручив им кое-какие подарки, мы поселись на четвертом этаже обще­жития.

     


  
Всё ничего, кроме одного довольно значительного неудобства. Вода то в Одессе по расписанию! Насколько я знаю, и сейчас тоже бывают перебои с водой. Туалеты в общаге смыть нечем, вонь стоит по всему этажу. И т.д. и т.п. Ну и расстояние до института очень уж не­близкое. Одним трамваем до ж.д. вокзала,потом пере­садка на другой и до места. В пути от 40 минут и до часа.

           Первая наша сессия в институте была очень напря­женной и длилась она сорок дней. До 14.00 были занятия, потом перерыв до 16.00 и лабораторные работы. А так как общага была далеко, то в перерыв приходилось шататься по городу.
          Проблемы с незачтенными работами мы решали следующим путем. Умышленно приезжали в Одессу за не­делю до начала сессии. Сразу же шли в деканат заочного отделения. А все работы студентов накапливались в то время в секретариате. Секретарем же была Вера Павловна. Женщина с исключительной памятью! Она знала в лицо почти всех студентов факультета. В том числе, конечно, и меня. Так как от имени всей нашей тройки с ней общался именно я. Мы, конечно, вручили ей, вначале, некоторые по­дарки. Так что меня она обслуживала вне очереди.
            Технология была такая. У Веры Павловны мы забирали свои незачтенные работы, исправляли  и несли их на соот­ветствующий факультет. Там мы просили лаборанта назначить преподавателя, который будет их проверять. Сами же искали назначенного преподавателя и просили его проверить как можно быстрее. После того, как работа была зачтена, мы возвращали её в секретариат заочного факуль­тета. Таким образом, мы сокращали время минимум на неделю. А дело в том, что чтобы добраться от заочного отделения до наших факультетов, надо было пройти три корпуса института, еще и варьируя этажи в этих корпусах. И лаборанты факультетов не очень то желали отправ­ляться в такое путешествие. Ходили через день, а то и реже. А мы освобождали их от такого труда, чему они были очень рады.
            Ждановская (Мариупольская) группа студентов была самая большая и понятно, что старосту выбрали именно из нашей группы. То есть меня. Дело в том, что староста решал довольно много вопросов и лучше, чтобы он был свой. Об этом нас предупредили работники нашего порта, учив­шиеся в институте  раньше нас.
               Ну, сам процесс обучения в институте смысла освещать нет. Он ничем не отличается от аналогичных процессов в других институтах. Перейду сразу к диплому.
              Тему моего диплома мне подсказал уже покойный Ни­колай Иванович Адаменко. Уникальный был человек! С образованием семь классов, он работал в порту до 75 лет ру­ководителем среднего звена. А сколько он подал рационали­заторских предложений!
              В тот период к нам в порт везли огромное количе­ство цитрусовых из Египта. И везли их на судах типа «Ком­сомолец». Чтобы их выгрузить, затрачивался огромный потенциал порта. Люди и техника. В трюме работало шесть человек, накладывающих ящики с цитрусовыми на поддоны, потом поддоны подавали на причал, погрузчиками везли в рефрижераторные вагоны, где их расформировывали четыре человека. На один кран (ход) нужно было задейство­вать до 15 человек. А чтобы выгрузка судна проходила по плану и в срок, надо было ставить не менее трех ходов, т.е. куча людей.
           Основная идея моего диплома была в том, чтобы организовать пакетирование ящиков с цитрусовыми в Египте и перевозить их на судах типа «Ро-Ро»,
т.е. с гори­зонтальной погрузкой и выгрузкой. В этом случае работают только механизмы и количество участвующих в процессе людей сводится до минимума.
          Руководителем моего диплома была зав. кафедрой морских портов Вера Захаровна. Она взяла трех дипломни­ков. Но со мной она не имела никаких проблем. Я к ней прихо­дил не чаще одного раза в неделю и на пять минут максимум, чему она была несказанно рада. И не раз говорила, - Как хорошо, что я Вас взяла!
         Где-то к 10 апреля 1986 года я закончил написание диплома в черновике. Руководитель выставила меня на предварительную защиту в рамках института, вместе с ещё одной её протеже – умненькой и красивенькой кубинкой. Мы успешно защитились. Потом руководитель пыталась выста­вить меня на предварительную защиту в рамках города. Но я категорически отказался, ссылаясь на свой возраст(37.5 лет). И попросился уехать домой на майские праздники. Она дала добро. И 19 апреля 86 года я улетел в Жданов. А 26 апреля взо­рвался Чернобыль, и облако добралось и до Одессы…
         Дома я начал писал диплом в чистовике, никуда не спеша. И к 10 мая диплом в чистовике был готов, и я вер­нулся в Одессу. Оставались только чертежи и месяц до защиты. Я вставал в 6 утра, немного занимался чертежами и ехал на пляж. А вот моим товарищам было не сладко. На праздники к ним приезжали жёны и дипломами они, по­нятно, не занимались. Даже черновики не были готовы. А у Володи Алферова руководителем  диплома был декан фа­культета, к которому было невозможно попасть из-за его занятости. Вспоминаю, как Володя по пол дня маячил у кабинета, ожидая освобождения декана.
        В конце мая 1986 г. мой руководитель направила меня с дипломом на рецензию к доктору наук в институт Черно­морниипроект. Мы с ним поговорили, он, оказывается, бывал в нашем порту и знал расположение причалов и ж. д. путей. Он положительно оценил мой труд и через два часа  я вер­нулся к Вере Захаровне. Она была очень удивлена, что всё свершилось так быстро.
        На защиту диплома она поставила меня первым в нашей группе.

И комиссия меня гоняла минут сорок. И всё из-за того, что был очень большим экономический эффект про­екта. Но потом до них дошло, что цифра то была приведён­ной, т.е. умноженная на коэффициент и меня отпустили. В тот же день я получил диплом и улетел домой в Жданов.