среда, 26 марта 2014 г.

Azov,Black & other seas - 2







      А  З  О  В  С  К  О  Е,

                         Ч  Ё  Р  Н  О  Е

                                         И

         Д  Р  У  Г  И  Е      М  О  Р  Я – 2


            Вообще-то обстановка в экипаже чаще всего зависела от капитана, ну и, конечно, от помполита. Некоторые руководители просто закрывали глаза на все эти адюльтеры, а некоторые наоборот. Следили по ночам, вламывались в каюты и т.д. и т.п.
             Вот, например, случай, который произошел на п./х «Чкаловск»


на стоянке в Керчи. У нас был чиф-стюард К.

А ввели эту должность как-бы в помощь старпому. Обычно это были судоводители, недавно окончившие мореходку. Они стояли одну вахту с 16.00 до  20.00,а в остальное время занимались снабжением и т.п. Женщины тоже были в их подчинении.
           Так вот, каюта этого К.была рядом с моей и тоже иллюминатор выходил на главную палубу. Этот парень должен был уезжать домой и ждал замены. Ну, а я был в каюте с супругой и сыном. Вдруг слышим грохот в переборку и крики, вышел в коридор, а там капитан, помполит и старпом ломятся в дверь чиф-стюарда. Потом капитан говорит старпому, - Неси вездеход. Т.е. ключ, подходящий ко всем дверям судна. Тот побежал наверх. А я вернулся в каюту и говорю жене, - Смотри, сейчас Тонька будет вылетать в иллюминатор. И точно, сначала вылетели туфли, а потом и Тонька-повар-пекарь. Ну, а в это время открыли дверь каюты, а там пьяный  чиф-стюард. Ну и Тонькино белье, не успела одеть, бедная. На этом всё и кончилось. Парень уехал, а Тонька продолжила работу, как ни в чем не бывало.
          Но это такое отношение было к подчиненным. А себе власть держащие могли позволить все. И пьянки и девочек.
Вот тот же капитан на п/х «Чкаловск»- Ц.

Так у него в фаворитках ходила буфетчица Нинка. Нинка была заводной девицей смешанных кровей. Татарская кровь у неё точно была. И капитан, когда выпьет, а это частенько бывало, давал два звонка из каюты. И Нинка стремглав неслась на вторую палубу в его каюту.
          Но вот этот капитан, вместе с штатным стармехом, ушли в отпуск и отгулы. Их подменяли более молодые мужички. И Нинка аж цвела между ними. Не знаю, было что-то там или нет, но когда вернулся из отгулов Ц.,ему сразу же донесли о её приключениях.
         И вот, первая же пьянка и сразу два звонка. Нинка, как обычно взлетела наверх. А на следующий день ходила уже с синяком под глазом. Мой марос-рулевой Толик спросил у неё, - Нилка, откуда синяк? Та, на трапе поскользнулась, - ответила.
         Эта Нинка была любительницей поболтать. Моя каюта находилась рядом с трапом на вторую палубу. И она частенько приходила ко мне, садилась на диван и болтала на разные темы. Я, зная местные нравы, дверь никогда не закрывал и сидел у стола, прямо против двери. А вот её видно не было. И капитан несколько раз заглядывал в каюту и подозрительно осматривал ее. Но так как ничего предосудительного не было, то и последствий тоже не было.
           Люди, конечно, на судах встречались разные. Бывало, что все штурмана дружили между собой, а бывало и наоборот. Хотя, что было делить? Каждый ведь занимался своим делом, обязанности то были у всех разные.
          Вот пример. Сменился я с вахты в 00.00.Пока туда-сюда, лег спать где-то в 01.30.В в начале третьего звонок по телефону – второй помощник с мостика. Я не могу найти следующую карту, - говорит, - поднимись и найди. Так она ж в столе, - отвечаю. А я не могу найти, - настаивает. Ну что делать? Одеваюсь и поднимаюсь на мостик. Карта лежит там, где и должна была лежать. Зачем он это сделал, можно только гадать.
          Другой случай. На т/х «Шахты»

вышел из строя гирокомпас.

Перестал приходить в меридиан и все. Я покопался – ничего найти не могу. Так оба помощника – старпом и второй стали мне помогать. Один кто-то на вахте, другой мне помогает. Но тогда произошло что-то странное. Мы испробовали все, что можно. Даже слили жидкость и проверили ёмкость на трещины. Ничего не нашли. Все перещупали несколько раз. И вот я и второй помощник Володя Резниченко, в очередной раз собрали все в кучу и включили. И гирокомпас пришел в меридиан. Правда, с разницей на 180 градусов, но это уже мелочь. Поменяли местами два провода и все стало на своё место. Но мы так и не поняли, что же там было поломано.
          Я уже, кажется, упоминал, что суда, на которых я работал, типа «Шахты» и типа «Чулым»

периодически переходили на каботажное плавание. То есть по Черному  и Азовскому морю. Обычно это длилось месяца два. Возили песок из Донузлава в Феодосию, руду из Поти в Жданов и так далее. Понятно, что приходилось работать за одну зарплату, без валюты. А так как обычно приезжала семья, то добавлялись ещё расходы на прокорм семьи и артелку. Получать уже было нечего.
           Так вот, некоторые «хитрованы» делали левый номер. Зная, что судно идет в каботаж, вызывали себе замену и уходили в отгулы. А как только судно должно было выходить за границу, они возвращались. А то, что сменщик отработал каботаж за копейки, им было наплевать. Не говоря уж о том, что в каботаже  работать намного сложнее, чем  в длительных рейсах. Постоянно меняются порты, а, соответственно, постоянные авралы, швартовка, отшвартовка. А на третьем помощнике ещё и оформление прихода и отхода, что тоже нелегко. В Ильичевске, например, расстояния огромные, приходилось топать пешком по нескольку часов.
          Я тоже пару раз попадал в такие ситуации с подменами на каботаж, а потом понял, что меня просто кидают. В очередной раз, будучи в отпуске в Ейске, получаю телеграмму выезжать в Херсон на подмену на п/х «Шахты».

Там был третьим помощником Володя М. «гурман», т.е. любил покушать. А так как я уже его подменял и практически бесплатно отработал каботаж, то просто проигнорировал этот вызов. Тем более что отпуск я ещё не догулял. Спустя какое-то время я встретил в пароходстве этого Володю. И он рассказал, что, вот швартуемся в Херсоне и старпом, по громкой связи объявляет, что третьему помощнику едет замена и называет мою фамилию. Я, - говорит, - обрадовался, собрал вещи и стал ждать. Но, так и не дождался, пришлось самому пахать в каботаже.