вторник, 5 августа 2014 г.

Eysk-10 or School Years



                                                                                            Mariupol-city










                 Е  Й  С  К  -  10

                             или

                               Школьные годы


                 Немного о моих школьных годах. Как я уже в более ранних рассказах отмечал, я был довольно активным. Занимался спортом – легкой атлетикой. Даже какой-то разряд мне присвоили. Был старостой туристического кружка при Доме пионеров.

Дом Пионеров


                    В школе я был горнистом школы,

председатедем совета пионерского отряда. И,параллельно, комсомольцем.Также был старостой туристического кружка школы. Вместе со школьными товарищами мы ходили в Дом Культуры Консервного завода


и участвовали в самодеятельности – пели. Это при отсутствии у меня музыкального слуха. Но руководитель самодеятельности нашел выход. Он поставил меня и ещё одного товарища на пение вторым голосом. Сейчас это называется бэквокал. Там, конечно, тоже нужен слух, но у нас проходило, так как выбирать было не из кого. Помню, пели песню о Ленинграде-Город над вольной Невой…,песню о Ейске и т.п.

                  Но это было уже в 1963-1964 –х годах. А немного ранее мои родители пытались меня приобщить к музыке. Они оба были простыми людьми и к музыкантам у них было очень уважительное отношение. Мне подарили балалайку


и я даже попытался на ней научиться играть. Купил даже самоучитель игры на балалайке. Потом несколько раз ходил к Александру Ивановичу- отцу батиного друга. Он научил меня играть две мелодии – Во саду ли в огороде и Во поле береза стояла. Дальше дело не пошло, а эти две мелодии я до сих пор могу играть.

               Летом, наверное,1960 года, мама, в Шабельске, повела меня и брата к слепому музыканту, Константину Антоновичу, он играл на баяне. Он проверил и сказал, что с меня толку не будет, так как уже поздновато начинать, а вот с брата толк возможен. Так и получилось. Брат вначале окончил музыкальную школу, потом музыкальное училище в Майкопе и Консерваторию в Астрахани по классу балалайки. Стал концертным исполнителем.

Из всего выпуска в консерватории концертного исполнителя присвоили только двоим - брату и ещё одному парню. Остальные стали преподавателями музыки. Правда, брат не использовал  как нужно этот шанс. Но это уже другая история…А балалайка есть у меня и сейчас. Правда не совсем целая, да и настраивать её некому…

             Вкратце расскажу историю друга отца Павла Беляева и его родителей, Александра Ивановича и Натальи Николаевны. Мой батя и Павел Беляев подружились на фронте. Хоть Павел был офицером, а батя старшим сержантом. Батя после войны вернулся в Ейск, а Павел Беляев осел в Томске. Переписывались постоянно. А в 1957 или 1958 году его родители приехали в Ейск и купили там домик. Домик был небольшой, но красивый, построенный в старинном стиле, с башенками. Это недалеко от центра и парка им. Горького.



  Парк им.Горького


                          Им очень нравился Ейск, они все время хвалили этот  небольшой городок. Да и климат резко отличался от Томска. Я, ходил в детскую библиотеку в парке им. Горького и забегал к старикам. Они меня всегда радушно встречали и чем нибудь угощали. Мои родители частенько с ними кооперировались, отмечали вместе различные праздники. Была даже совместная фотография.
         Но зимой 1962-1963 годом приехал Павел Беляев с женой с намерением забрать стариков в Томск. Кстати, они приехали в больших и красивых шубах. Но в Ейске замерзли. Хоть было всего-то минус три. Правда, с обычным, в это время, норд-остом. Они очень удивлялись, - Унас минус пятьдесят и мы не замерзаем, а тут минус три и замерзли…
        Их родители страшно упирались и не желали уезжать из Ейска. Но дети настояли. Продали дом и повезли стариков в Томск. Александру Ивановичу плохо стало в поезде. В Свердловске его сняли с поезда, и он умер в больнице. Наталья Николаевна умерла вскоре по приезду в Томск. Я чего-то уверен, что они прожили бы в Ейске ещё не менее десяти лет, если бы их не тронули с места. Друг бати, Павел Беляев умер лет через десять после этого. А с его женой батя переписывался вплоть до своей смерти.
               Я довольно много читал. Был записан в четырех библиотеках города.


Везде брал по три-четыре книги и читал запоем.

Но хранить книги было негде, мебели то у нас было всего ничего. Шифоньер довоенный,1936 года выпуска и шифоньер пятидесятых годов с большим зеркалом. Четыре стула, два больших квадратных стола, Три панцирных кровати



и одна двуспальная для родителей. Диван



и тумбочку под телевизор бате подарили, когда он ушел на пенсию, в апреле 1973 года.

              Этажерку для книг я просил у родителей довольно долго.


Купили, в конце-концов, самодельную. Но я был несказанно рад.

              Немного расскажу о тогдашнем быте нашей семьи. Уточню, только, что семья наша состояла из пяти человек. Бабушка, папа, мама и мы с братом. Бабушка, Елена Ивановна, была 1881 года рождения. Соответственно, в 1961 года ей исполнилось 80 лет. И я совсем не помню, чтобы она, когда нибудь что-либо готовила из еды. Все готовила мама. Первый холодильник появился у родителей в 1970 году. А до этого, все скоропортящиеся продукты, если таковые присутствовали, летом, слаживали в ведро и опускали в колодец вплоть до воды.



Колодец у нас был глубиной 32 метра, так что продукты сохранялись нормально.

             Особенных деликатесов у нас никогда не было. Вместе мы собирались за столом только на ужин. Обычно кушали первое, борщ или суп, а на второе было мясо из борща или супа. Мясо вылаживалось в тарелку  посредине стола и каждый брал себе, сколько успел или смог. А в течение дня кушали все, что могли найти. Но постоянно был хлеб и сливочное масло. А также сухая соленая рыба. Судаки и тарань. Ну, летом было проще, были фрукты и овощи. У нас были вишни, жердели (абрикоса дичка), черешня, слива. И довольно много винограда. Вначале, так большая часть огорода была засажена виноградом, который боялся морозов и его батя укрывал на зиму. Потом он его убрал и посадил морозоустойчивый.
              Зимой мама готовила в доме на печке-голландке. В печке было две конфорки и  духовка.

А в остальные времена года готовила ,вначале на примусе, а потом на керогазе. Примус был, конечно, более капризный, чем керогаз.



Да и опасный. Один раз, в середине пятидесятых годом, в сарае у нас взорвался примус. И только мгновенная реакция отца спасла нас от огромного пожара. Он схватил старое, немецкое, кожаное пальто (привез с войны) и накрыл взорвавшийся примус.



Газовая, двухконфорная печка, от баллонного газа, появилась у родителей в середине семидесятых годов. Туалет был деревянным и в огороде, метров двадцать пять от дома. Сначала был просто дощатым.

Потом батя оббил его изнутри рубероидом (толью). Была просто дырка в полу. И только в 1974 году, к свадьбе брата, батя перенес яму и построил туалет из кирпича. Он уже был более комфортным, с седлушкой.

          Я уже как-то упоминал, что для занятий и тренировок по туризму,

нашим руководителем Фесенко М.Ф. был выбран так называемый «Заколдованный лес». Он находится километрах в пяти от села Александровка. В общем, это как бы очень широкая защитка. Посредине широкая поляна. Вот туда то мы и ходили. Там ставили палатки, ночевали, охраняли костёр и т.п.






         И вот, летом 1964 года мы с тогдашним одноклассником и другом Семёном Назаренко решили вдвоем пройти по местам «боевой славы». Пришли в Заколдованный лес, поставили довольно неплохой шалаш, развели костер. Сварили кашу. И только тут до нас дошло, что соли то мы не взяли. А ближайшее жилье на расстоянии более пяти километров. Не стали ночевать и вернулись домой, в Ейск.
        А перед этим, весной был слёт туристов города. Мы, как опытные туристы, нам же уже присвоили инструкторов туризма, подготовили наших ребят из своей,10-й школы. Подготовили отлично.




Мы же видели, что лучше нас никто  ничего не смог сделать. Но не учли одного - главным судьей соревнований был наш руководитель из Дома Пионеров Фесенко М.Ф. Который параллельно работал учителем труда в школе №1 и курировал там же туристический кружок. Понятно, что первое место отдали первой школе. А нам только второе…