четверг, 7 августа 2014 г.

Eysk-11 or a little bit about the past



                                                                                      Mariupol-city







           


                          Н Е М Н О Г О

                           О

                       П Р О Ш Л О М

   
                                    или


                      Е   Й   С   К   -   11



                       Ещё немного воспоминаний о моем родном городе Ейске. Сейчас Ейск курортный город. Стал он им, если не ошибаюсь, в 2005 году. И в нем живет около ста тысяч человек. Ну, а в курортный сезон людей в Ейске чуть ли не в два раза больше.
                  


 Ж.д. вокзал сейчас и тогда

                А в те, уже далекие времена, Ейск был просто небольшим районным городком. Я хорошо помню себя где-то с 1953 года, то есть с пяти лет. Вот и буду, по возможности, описывать  город в течение одиннадцати лет. В 1964 году, как уже упоминалось ранее, я уехал в Херсонское Мореходное Училище ММФ и в Ейск приезжал только на короткое время.
                     Сначала о том, где мы жили. Адрес был переулок Серафимовича.

Дом стоял в метрах семидесяти от кинотеатра «Октябрь». Но, когда строился наш переулок, кинотеатра ещё не было, был пустырь. А вообще-то, на этом месте, до революции, находилось Пантелеймоновское кладбище. А Пантелеймоновская церковь была почти на том же месте, где с 1956 года начали строить кинотеатр «Октябрь». Я хорошо помню, как копали котлован под кинотеатр и доставали кучу костей и черепов из земли. Мой батя говорил, что глухая стена нашего дома тоже стоит на могилах. Кинотеатр строили на моих глазах, я мимо стройки ходил в школу. Пустили в эксплуатацию в 1960 году.

Снимок начала шестидесятых годов. Фильм «Алёшкина любовь», афишу которого вы видите, вышел в 1960 году, одновременно с пуском кинотеатра.

                 Сейчас, в этом здании храм.

         В те времена в городе, как я помню, было только два автобусных маршрута – Ясенская-Городок и Мясокомбинат-Пляж. Сейчас это первый и второй маршруты, естественно измененные. Но мы редко пользовались автобусами, чаще ходили пешком. Даже на пляж, до которого  было километров семь-восемь. Да и машин различных было маловато. Изредка ездили ЗИС, УРАЛ, полуторки и американские Студебеккеры.





Асфальта в Ейске ещё не было, лежала, в основном, брусчатка.


        Зато довольно много было гужевого транспорта. Лошади, ослы или ишаки, как мы их называли.


К нам частенько в переулок заезжала подвода, кучер которой менял различные игрушки на тряпье и макулатуру. Иногда проезжал золотарь с огромной бочкой, наверху которой лежал огромный черпак. Мы все время бежали рядом и кричали, - Дядька, что везёшь? Золото, - отвечал кучер. Кто не знает - золотарь чистил туалеты, по вызову. Керосин тоже возили на подводах. Заезжал на улицу, остановливался и кричал, - Керосин, керосин! Люди с различной посудой шли и покупали очень необходимый, тогда, в хозяйстве керосин.

Он же продавал и иголки для чистки примусов.

              Вот вспомнил такой случай. Это случилось на моих глазах. По улице Пушкина по направлению   к кинотеатру «Октябрь» ехала телега,

запряженная двумя лошадьми. И, где-то в районе перпендикулярной улицы Гоголя, лошадей что-то или кто-то испугал и они понесли. Страшное видео!




                 Выпученные глаза у огромных лошадей, пена из ртов! И вот, возле нашей школы №10,наперерез несущейся телеге бросился какой-то мужчина. Он подскочил к лошадям и схватил их за узды. И повис на них. Они протянули его ещё метров десять и остановились,… Чужой был мужик. Возница потом его слёзно благодарил.

              Вот фотография тогдашнего пляжа.

Он был ещё малолюдным. Отдыхающих было немного, в основном из санатория «Ейск». Сразу за пляжем ещё сохранялись на тот момент, остатки  военно-морского аэродрома. А в конце пляжа стоял ДОТ. Мы в нем играли. Сейчас он полностью ушел в песок.

            Моя мама работала в санатории «Ейск»,


так что я неоднократно там бывал. Вот на фотографии фонтан,

который стоял во дворе санатория. Видно, как из стрелы Ивана-Царевича бьёт вода. Справа в здании была раньше парикмахерская, которая обслуживала отдыхающих и жителей города.

           Училище летчиков, которое располагалось в Городке, до 1956 года было военно-морским. Потом стало общевойсковым. Его окончили несколько первых космонавтов. Ну, а мы жили,  постоянно слыша гул пролетающих над нами самолетов.





А со временем и хлопки, преодолевающих звуковой барьер истребителей. Частенько видели и парашютистов. У училища был свой стадион и бассейн. Как-то мама попросила одного мичмана (ещё была морская форма) и он взял меня в бассейн. Но, туда я зашел вместе с ним, а там он оставил меня и куда-то ушел. А меня моментально задержали и закрыли в какой-то комнате. Сидел около часа, пока мичман не наплавался и не вызволил меня из кутузки…

             Вот фотография открытки,


которой меня поздравила с Новым годом наша классная руководительница Тамара Николаевна Коваленко. А я ж не был отличником, простым хорошистом. Интересно, а сейчас учителя поздравляют своих учеников с праздниками?

            Я уже отмечал ранее, что телевизора у нас не было, была только радиоточка.


Так что развлечения мы придумывали себе сами. Любили, например, ходить в пожарку на улице Труда.


Там, по выходным, бесплатно, наряду с противопожарными фильмами, показывали и мультфильмы. А в кинотеатры детский билет стоил 10 копеек. Пешком обходили весь город, чтобы найти фильм, который хотелось посмотреть.

           Рядом с кинотеатром «Звезда», в самом центре города был летний кинотеатр «Победа». Мой тогдашний друг Саша Б.влюбился в Наталью Кустинскую. И мы с дерева, возле этого кинотеатра, смотрели «Три плюс два» четырнадцать раз.

         Всё лето пропадали на море или лимане.

К лиману было идти ближе, чем к морю. Но, чтобы нормально покупаться в лимане, надо было идти  метров пятьсот-шестьсот в глубину. На пляже было лучше, его углубляли, но до него было далековато, как я уже сказал. Чаще ходили  на Восточный,

мол, порта. С него можно было прыгать и плавать, глубина позволяла.

             Центр.Улица Свердлова тогда и сейчас





А так придумывали, кто во что горазд. У меня был друг, Саша Карась. Он был на два года старше меня. И семья у него, на тот момент, была более обеспеченной. Чаще всего мы играли именно у него во дворе и сарае. В сарае он сделал подвесную кровать, как-бы морскую. Была у него и фотолаборатория, что для меня было очень удивительно. У меня то и фотоаппарат появился много позднее. Мы тогда мечтали о морских путешествиях. От него я и заразился морской романтикой. А он окончил Одесскую мореходную школу при судоремонтном заводе, но моряком не стал. Жил долгое время на Каспии, в городе Шевченко. А сейчас вернулся в Ейск.
            С Сашей Карасем мы попали в неприятную историю. Это было ещё до того, как я пошел в школу. Наверное, год 1954-1955 –й. Я хорошо помню, что был в штанишках с помочами.

Я в них на фотке с братом. А Саше сводный брат Гена Гапон подарил наборный ремешок. Такие ремешки были тогда в моде. Помню, что эмблема на том ремешке была  с маленьким кинжалом. И вот мы с  Сашей пошли в парк Калинина.

Фото тех времен. И, прямо на входе, нас окружают несколько пацанов разных возрастов. Но все из одной уголовной семьи – Волик. Мы их хорошо знали. Саше к горлу приставили финку и отобрали ремешок. На следующий день, Гена Гапон (он был на десять лет старше Саши), с друзьями, ловит эту братию в районе консервного завода. Они их там убивали! Ремешок отобрали. Но, я что-то не припоминаю, чтобы Саша его ещё когда-то носил.

               А с Воликами я её раз пересекался. Они побили моего брата. Только это случилось лет на восемь позже вышеописанного случая.

Я их нашел и наказал…

            

       Ох, унесла же ты, вода,
              Пятидесятые года,
                   И моё детство унесло,
                       Смоленой лодочки весло…