суббота, 20 декабря 2014 г.

Seamanship-3


                                                                                      Mariupol-city









      М О Р С К А Я    П Р А К Т И К А – 3



    

На этом фото я - третий помощник капитана в рулевой рубке п/х «Липецк». Справа от меня – монитор  радиолокационной станции «Дон» и машинный телеграф. Передо мной - переговорная труба с механиком в машинном отделении. Семидесятые годы прошлого века.

             Слева-штурвал, справа-магнитный компас,вверху- трубка для переговоров с верхней палубой(главный магнитный компас)

  Теперь продолжим описание приборов, которыми пользуются судоводители, один из них есть на уже упомянутом фото. То есть радиолокатор.

Очень нужный и полезный прибор. При помощи локатора можно оценить окружающую обстановку, а также определить место судна. Расскажу пару случаев, когда помог локатор.

       Подходили, как-то, ночью, к Севастополю со стороны Одессы. Берег виден, как видны и маяки, локатор не включали. Вокруг будто-бы никаких судов не наблюдается. Потом я чего-то решил включить локатор. Как глянул на экран-ужаснулся. Вокруг нас куча судов. Я так понимаю военных. Это они не включают ходовых огней ночью. Включают только в крайнем случае, когда торговое судно приближается очень близко и есть опасность столкновения. В том случае пришлось усилить внимание и вызвать дополнительного матроса, как впередсмотрящего.
       Второй, похожий случай, произошел в Эгейском море. Мы прошли пролив Кафирефс (Доро) и направились в сторону пролива Дарданеллы. Тоже ночью. Опять таки вокруг будто бы чисто. Судов других не видно. Снова включаю локатор. И опять вокруг куча судов. Как потом выяснилось в том районе шли учения военных судов  НАТО. Пришлось опять таки усиливать внимание и выставлять впередсмотрящего.
        Далее – радиопеленгатор.

С помощью радиопенгатора тоже можно определить место судна. Пеленги на две, а то и три станции в пересечении дают точку места судна.

       Эхолот необходим для определения глубины в определенном месте моря или океана.
              

  Датчик эхолота излучает узконаправленный ультразвуковой сигнал в воду и получает обратно отраженный сигнал от плавающих предметов и донной поверхности. Процессор прибора обрабатывает и отражает полученную информацию на экране. Практически все выпускаемые сегодня эхолоты, позволяют определить текущую глубину, отобразить на экране рельеф дна.
       О том, как нам очень пригодился эхолот, я рассказывал в очерке о Стамбуле. Это когда в сплошном тумане, при неработающем локаторе, нам пришлось идти по проливу Босфор только с помощью эхолота.
       Судовой лаг.

С помощью этого прибора определяется скорость и пройденное расстояние судном. В те, уже давние времена, нужно было спускаться в шахту лага и опускать шток лага. А при подходе к мелким местам, поднимать этот шток. Я уже рассказывал, как я чуть не утонул в шахте лага. Это когда вахтенный механик решил подшутить и закрыл крышку шахты лага. А я в это время поднимал шток и нечаянно выдернул его из гнезда. Вода хлынула в шахту лага. Меня спасло самообладание и малая скорость судна. Я зажал выходное отверстие и быстро начал закручивать клинкер. Механик открыл крышку шахты лага, когда я был уже по пояс в воде. Но я успел закрыть клинкер и потом вставил шток на место. Механик с машинистом были в ужасе… На современных судах все это делается автоматически, нажатием кнопки в рулевой рубке.

            Морской хронометр.



Хранится в специальном месте в штурманской рубке судна. Кроме отведенного места находится её в специальном ящике. На фото это видно. С ним одна проблема - его необходимо каждый день заводить. И желательно в одно и тоже время. Как-то принимаю дела у предыдущего помощника, а на зеркале умывальника приклеена бумага, на которой большими буквами написано – ЗАВЕСТИ ХРОНОМЕТР! Ну, необходимо определять погрешность хода хронометра, обычно это делается с помощью сигналов точного времени по радио.

          Судовые часы.



С ними легче - их заводят один раз в неделю. Но, при переходе в другой часовой пояс, стрелки всех часов на судне необходимо переводить. И помощник, который выполняет эту работу, при переходе судна, допустим, на Кубу, стоит на вахте на час больше. А назад - на час меньше.

            Ну, а с современными спутниковыми система навигации я, практически, не знаком, поэтому описывать их не буду.
              Немного опишу быт моряков в рейсе. Будучи матросом, я жил в двухместной каюте с другим матросом. Ну, а уже работая помощником капитана, я жил в одноместных каютах. Размер каюты варьировался, в зависимости от размера судна. На некоторых судах в каюте так


невозможно было повернуться, такая маленькая была каюта. А вот на т/х «Дебальцево», где я работал четвертым помощником, мне досталась довольно большая каюта. При встрече Нового 1970 года, у меня собралась довольно большая кампания, человек восемь и всем было комфортно. А вот на судах типа «Шахты» каюта была маленькой. Когда ко мне приезжала супруга, мы на кровати не умещались, хотя и были, в те времена, еще худенькими. Приходилось добавлять доску с краю, чтобы как-то поместиться.

            Коридор одной из палуб судна

Туалеты были общими для всех, правда, с отдельными кабинками. Вот только у капитана  в каюте был отдельный санблок. Точно так и душевые были общими.
            Офицеры кушали в каюткампании, где накрывала столы буфетчица.

А рядовой состав принимал пищу в столовой команды, где главной была дневальная. Расписание приема пищи было таким – завтрак с 07.30 до 08.30,обед – с 11.30 до 12.30, ужин с16.30 до 17.30, вечерний чай с 19.30 до 20.30.На более-менее больших судах красный уголок был отдельным, а на малых соединенным со столовой команды. Свободные от вахт и работ моряки обычно отдыхали в красном уголке. Как я уже ранее рассказывал, телевизор нормально мы могли смотреть только в советских портах. В иностранных наши телевизоры брали только изображение. А звук мы пытались поймать по радиоприемнику. Иногда это удавалось…

       

Празднование 1 мая 1973 г. в столовой команды п/х "Липецк" 


     Где-то с 21.00 все собирались в красном уголке или столовой команды и смотрели кинофильмы из кинотеки судна или взятые напрокат с других судов, в том числе и иностранных. В остальной свободное время играли в домино, шашки, шахматы. А вот карты были запрещены, помполиты за этим строго следили.
     


Перекур палубной команды


В коротких рейсах, до полутора месяцев, обстановка на судне среди членов экипажа была нормальной, рабочей. Потом приходили в советский порт, приезжали жены и напряжение снималось.
          А вот в длинных рейсах, после двух месяцев в море, обстановка, постепенно, начиналась накаляться. До драк дело, обычно, не доходило, но ссоры, по пустякам, бывали часто. А вот после трех-четырех месяцев рейса наступала какая-то апатия. Все ходили, как сонные.




Т/х "Дебальцево" 1970 г.



         Я тоже уже упоминал, что в иностранных портах нас увольняли группами, по три четыре человека, под руководством офицера. И только до 20.00. Особенно не разгуляешься. Понятно, что различный увеселительные заведения нам были запрещены. Да и не за что нам было их посещать. Платили то мизер. Лишь иногда мы выкраивали копейки, чтобы сходить в кино…