воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Seamanship

                                           Mariupol-city







                       М О Р С К А Я   П Р А К Т И К А


                  Расскажу немного о морской практике, то есть о бытии моряков на морском судне. Сразу же уточню, что на рыбацких судах, практически всё тоже, только торговые суда перевозят различные грузы, а рыбацкие ловят и перевозят рыбу.
               Начнем с бака (носовой части) морского судна. На баке обычно расположен брашпиль.


(
Брашпиль  — машина для подъёма якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.) Это такое специальное устройство, которое опускает в воду и поднимает из воды оба якоря судна. Брашпилем же натягивают швартовые концы (канаты), при швартовке судна к причалу какого-нибудь порта. Для якорных цепей на баке предусмотрены специальные стопорные устройства.

Обычно винтовые, ими крепят цепи по-походному, перед более-менее длинным переходом судна в море или океане. Ящики для якорных цепей находятся под палубой носовой части судна.


             В период моей работы на судах морского флота, швартовые концы были трех типов-стальные,капроновые и сизалевые.Все они улаживались в бухты на баке и также крепились по походному, перед выходом в море. При швартовке матросы обычно используют выброску или лёгость (Лёгость — 1) Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2) В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец. ·  В ыброска  — проводник (длиной 30-50 м) с грузом на одном конце, для подачи швартовых концов на другое судно или на причал вручную.Броса́тельный коне́ц — линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы. В настоящее время обычно называется выброска. Википедия) Наиболее опытный матрос подает(бросает) лёгость на причал. Если она долетела туда, куда нужно, ее принимают докеры. А матросы привязывают к ней швартовый конец, который и подается на берег. Обычно при швартовке судна к причалу подается два-три продольных конца и один или, при необходимости, два шпринга. Продольные, если с бака, идут вперед, а шпринги назад. Ну, а с кормы,

понятно, всё наоборот.

               На корме обычно стоит шпиль,

которым и набивают концы. (
Шпиль  — большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъёма якоря и выбирания швартовных концов.)
              Во время моей работы на флоте на бак обычно направляли боцмана с матросами. Руководил третий помощник капитана.

На корму шел старший матрос  с командой, под руководством второго помощника капитана. Общее руководство по громкой связи проводил из рулевой рубки старший помощник капитана под руководством капитана и лоцмана.

Сразу же уточню, что лоцман мог только рекомендовать и советовать капитану. Полную ответственность за проход каналами и швартовками-отшвартовками в портах всегда несет капитан. (К примеру-гибель  в 1986 году пассажирского теплохода  «Михаил Лермонтов» в южных морях. Лоцмана, который вывел судно на рифы, только лишили лицензии. А виноваты оказались старпом с капитаном. Подробнее смотрите -http://agesmystery.ru/node/1819.)

            Основная ответственность за безопасность судна и команды лежит на капитане и его помощниках. Ведь именно они ведут судно в море или океане. Капитан, узнав направление, куда надо доставить груз, разрабатывает кратчайший и наиболее безопасный машрут. И делает предварительную прокладку курса на карте большого масштаба.



А уже помощник, отвечающий за карты, переносит эту прокладку на ходовые карты. А все остальные помощники руководствуются этой прокладкой. Вахтенные помощники обязаны контролировать местонахождение судна, следить, чтобы судно шло именно по заданному маршруту. Обычно на мостике присутствуют вахтенный помощник и вахтенный матрос.


При необходимости вызывается капитан. В настоящее время почти везде стоят спутниковые системы навигации и у помощников, практически нет проблем с определением места судна. Во время моей работы на флоте всё было намного сложнее. Особенно в океане, где нет маяков и берегов. Мы, место судна, определяли по солнцу или по звездам, с помощью секстанта. А нынешние судоводители даже не все знают, что такое секстант.

                Старший механик и механики отвечают за работу двигателя судна. У них, как и судоводителей, тоже разные обязанности, по содержанию двигателя. Там очень много систем и у каждого механика довольно большая нагрузка.


               В мою бытность на флоте, численность команд доходила до пятидесяти человек, в зависимости от размера судна. Сейчас же численность команд сокращена до минимума. И на швартовку-отшвартовку выходит, чуть ли не вся команда.






Продолжение будет.