вторник, 22 июля 2014 г.

Port-Katon

                                       Mariupol-city







           П   О   Р   Т   -   К   А   Т   О   Н


                 1996,1997 гг.



                  Сначала справка из Википедии –
          Село расположено на юге Ростовской области, на берегу Таганрогского залива. Расстояния (по дорогам) — до районного центра, Азова, — 60 км; до областного центра, Ростов-на-Дону — 100 км. В 5 км от посёлка проходит граница с Краснодарским краем. Население около 2000 человек.
          



    
Об этом поселке я слышал ещё в 50-х годах, когда  проживал  у родственников в селе Шабельск. Но между Порт-Катоном и Шабельском  ещё есть небольшой хутор Молчановка, который относится к Шабельску. Там живет 38 человек. И в этом районе сейчас существует игровая зона Азов-сити с довольно большим казино. А теперь непосредственно к делу.

                В описываемые времена я был помоложе и старался регулярно посещать могилы предков в Ейске, хотя бы раз в год. И вот в начале июня 1996 года мы решили поехать и проведать могилы предков в Ейске и Шабельске. Но тут надо сделать небольшое отступление.
            В 1993 году супруга создала фирму и стала в ней директором. Я, вначале, не касался работы фирмы, но потом вынужден был вклиниться в работу, по разным причинам. И стал коммерческим директором. Это параллельно с работой в порту. Там я работал на разных должностях руководителем среднего звена по сменам, по железнодорожному графику. А осенью 1994 года мы ещё взяли в аренду киоск, вся работа, которого, легла на мои плечи. То есть я работал год на трех работах одновременно. Осенью 1995 года мы сдали киоск и мне остались только две работы.
           Так как фирма кроме всего прочего занималась ещё и торговлей, то надо было ездить ещё и за товаром. Ассортимент, закупка, ценообразование, подбор персонала и контроль всё было на мне. Супруга занималась остальными делами фирмы. Тогда ещё не была организована оптовая продажа и нам приходилось кататься по Украине и части России и закупать товар.
Ростов, Таганрог, Донецк, Запорожье, Днепропетровск, Лисичанск, Северодонецк – это неполный список мест, где мы закупали товары. Товары покупали в магазинах, на базах, на рынках. И все, как говорится «по нюху». Но, чтобы не пролететь, я, вначале, брал небольшую партию. Если расходилась хорошо, тогда уже покупалась большая партия. И т.д. и т.п.
            Но для катания по городам и весям нужна была машина. А  у нас тогда ещё автомобиля не было. И мы на первые поездки нанимали разовые машины. Но это непросто. Уже надо ехать, а машины нет. И не можем найти. Пришлось нам нанять машину на постоянную работу, с прицепом. В обычные дни машина обслуживала директора, возила её на работу, с работы и по разным учреждениям. А по необходимости выезжали за товаром. Обычно машина подъезжала к проходной порта к 06.00,я, после ночной смены, отпрашивался  и мы уезжали на двое суток.
        


   
И вот, как я упомянул ранее, мы на машине фирмы с водителем Виктором, выехали в Краснодарский край. Но решили сначала заехать в Шабельск, переночевать, а потом наутро в Ейск. Но ехать в Шабельск через Староминскую и Старощербиновку, это делать огромный крюк. Проще напрямую, вдоль побережья Азовского моря, через Порт-Катон. Но дорогу эту никто из нас не знал. Поехали наобум. Ориентируясь по берегу Азовского моря, ехали на запад. Доехали до Порт-Катона. Небольшое село, как указывалось выше. Спрашиваем, как проехать в Шабельск. Езжайте, - говорят, - по этой дороге, до быка, быка оставите справа, повернете на дорогу и прямо в Шабельск.


Что за бык, мы никак не могли понять. Но едем. Что-то темнеет впереди. И, правда, бык. Но вырезанный из толстенного железа, раза в три больше обычно быка, и покрашенный черной краской. Едем по подсказке дальше. И всё это грунтовая дорога с грязью и лужами посредине.

             Едем, едем и вдруг дорога резко переходит в асфальтовое покрытие. Как мы догадались, это кончилась Ростовская область и начался Краснодарский край. А справа виднеется хутор Молчановка. Ну, по асфальту мы уже, как короли, приехали в Шабельск. Тогда были ещё живы мои обе тети, Лена и Нина. Сразу поехали на сельское кладбище проведали могилы дедушки, бабушки и дяди.
             А вечером тети собрались и побежали на сельский праздник – выпускной вечер в школе. Это для них был праздник, полсела пришло смотреть. Тогда выпускались дети, которым сейчас  по 32-33 года. Наутро мы поехали в Ейск, посетили кладбище и назад, в Мариуполь.Но,почему-то,не поехали через Староминскую, а решили срезать и напрямик, от Старощербиновки,через Ей-Укрепление ,на Азов. А там, на выезде из Старо-Щербиновки,стационарный пост ГАИ.А у нас украинские номера и шестерка Жигули.А,кто знает, у этой модели есть одна беда –стояночный тормоз. Обычно он не работает. Но наш водитель,Виктор,был водителем- асом и сам себе сварил стояночный тормоз. И вообще основательно приготовился к этой поездке.
               Нас,понятно,остановили и началось. Что только инспектор не предпринимал. И толкал, и пердел(извините!) и качал и заставил стать на горку. А машина стоит как вкопанная! Он аж вспотел, побежал проверять на угон. Минут сорок нас мурыжил. Но пришлось отпустить без последствий.Больше,в тот раз, приключений не было.
              В следующий,1997 год, у нас был уже другой водитель Саша, но тоже с шестеркой Жигули.27 июня пришла телеграмма, что в Шабельске умерла моя тетя Лена, похороны 28-го.Это была моя последняя родная тетя, тетя Нина была женой моего дяди.
            Мы, поверив телеграмме, вызвали моего брата, купили ящик водки, еды и утром 28-го выехали. Тогда ещё таможня не была такой организованной, как сейчас. и водку мы провезли без эксцессов. А вот после Азова снова те же проблемы. что и год назад Водитель то новый. Да ещё и менее опытный, чем предыдущий.Разгильдяй,короче.По возвращению, мы от него отказались.
            Но тогда, снова с трудом нашли Порт-Катон,вышеупомянутого быка и к обеду добрались до двора моих родичей. А там, во дворе стоит стол, сидят родичи и поминают покойную. А мы её ещё вчера похоронили,-говорят,- а чего ждать?Ну,возмущаться было бесполезно, в селе свои правила. Поехали на кладбище, посетили могилу и назад. И тут мой братик так набрался, что начал буянить. Пришлось его приструнить, физически.
           Наутро надо уезжать ,а брат водит муру, я не поеду с вами.Ну,мне то по фигу, а вот тётя Нина начала плакать, Не оставляйте его, что я с ним буду делать?Понятно,ящик водки есть, он выдавит из неё и будет   «весело». С трудом, но усадили его в машину. Сьездили в Ейск на кладбище, это 75 км и назад. А в районе Старо-Щербиновки на трассе стоит будка и ГАИшный пост. Временный, как бы.  И мой братик, говорит, - Останови, я спрошу, как ехать дальше. И я, по дури, согласился. Повторю, нас никто не останавливал, сами полезли в петлю. Он пошел, а инспектор видно услышал перегар и к машине. А у машины нет заднего бампера. (Такой водитель!) И началось. Водителя в будку на допрос и т.п. Короче, пришлось заплатить штраф. Мне, конечно. У остальных денег не было.
            Остальная дорога прошла без эксцессов.
     Тётя Нина умерла в 2005 году, но меня никто и не думал вызывать. Так что в Шабельске у меня на данный момент родственников нет.