пятница, 18 июля 2014 г.

Stavropol







C   Т   А   В   Р   О   П   О   Л   Ь

                    1978


           Сосед по дому предложил мне  съездить на уборку яблок, подзаработать. Я согласился, так как в порту зарабатывал всего 140 рублей, работая стивидором (руководителем погрузо-разгрузочных  работ). Меня поставили в известность, что бригада едет на два месяца-август и сентябрь. Я должен в сентябре кому-то приехать на смену. На том и договорились.
                И вот, в первых числах сентября, я приехал в Ставрополь.


Нашел контору, которая руководила колхозами, в том числе и тем, где мне надо было работать.
Всё решилось быстро, в наш колхоз, даже в нашу бригаду шла машина, везла продукты и меня взяли в кузов. И тут я почувствовал, что такое езда по гористой местности. Ну, это были не совсем ещё горы, хотя Казбек был хорошо виден, а холмы, но всё равно приятного мало. Да ещё и водитель экстремал.
              Бригада наша проживала в здании бывшего пионерского лагеря. Нам было выделено несколько комнат. Одна для женщин, другая для мужчин, побольше. А в третьей, небольшой, на момент моего приезда, проживала небольшая бригада, которая уже закончила работу. Они получали свои яблоки и должны были со дня на день уехать.

             На следующий день выхожу на работу в сад. Но из двадцати человек вышло только человек пять. А где же остальные? Кто-то уехал продавать уже заработанные яблоки, а кто-то болеет, после пьянки. А пили, накануне, довольно сильно.


Да и контингент оказался довольно странным. В частности женщины. Мало того, что все были крупные, с животами, о том, чтобы залезть на дерево и речи не шло, так ещё и пошли в разнос. Вечером к ним заявлялись пастухи-чеченцы, и загул шел по полной  программе. Какая с них могла быть работа в саду наутро?


Сторож приходил скандалить, его копычки (стожки) сена ночью поразваливали.  На упрёки отвечали, - Дома мы никому не нужны, а тут вон сколько желающих!
            



Второй, третий день та же картина. Вечером загул, утром в саду четыре-шесть человек. А работаем то в котел! То есть количество убранного урожая делится на всех 20 человек! И в четвертый день я решил отделиться от этой банды и работать сам. Но, когда я заявил об этом, то ко мне добавилось ещё несколько человек.



Итого было человек восемь, вместе с вновь прибывшими. Мы отселились в комнату, уже  покинувшей её бригады. Выбрали бригадира и начали работать.
              Но нам нужно было наверстать потерянное. Работали, конечно, тяжело. Вставали рано и поздно ложились. А ещё несколько дней шел дождь. Но  всё равно мы смогли выработать то количество, что было необходимо, чтобы получить свою тонну яблок.
             У одного из наших была машина. Он мотнулся и нашел оптовиков, которые и забрали наши яблоки. Заработал я тогда 700 рублей, что было весомым вкладом в семейный бюджет.
            Но больше я такие заработки не ездил, хоть и предлагали. Узнав всю подпольную механику этих заработков, мне совсем не хотелось на кого-то пахать. Ехать можно было, только если ты сам организовываешь бригаду и держишь всё в руках. Я знал, что большинство так называемых бригадиров, весь год нигде не работали, а жили именно за заработанное на уборке яблок. А людей, которых они набирали, элементарно кидали. Так что тут всё понятно.