П о р т М А Р И У П О Л Ь – 4
Продолжаю рассказывать о буднях порта, в период моей работы стивидором.
Расскажу тут, один случай, связанный чисто с психологией. Прихожу, как-то в дневную смену, и мне сдают, что на 41 пути
уже две суток стоит вагон с металлом. Его никто не может выгрузить. В
нем 60 тонн тонких листов металла, длиной по 12 метров. Т.е. на всю
длину вагона. Пытаются взять, листы прогибаются и падают.
Иду
на разнарядку к бригаде. И говорю, что вот стоит вагон и его надо
срочно выгрузить. И рассказал, что за груз в нем. Бригадир Шурда
направляет туда звено. А как его выгружать?- спрашивают у меня. А я
решил на них наехать. Так вы почти все больше меня в порту работаете,-
говорю,- и ещё спрашиваете. Идите и выгружайте. Минут через сорок
приходит тальман и говорит, что вагон выгружен. Ну и хорошо. А тут
прибегает технолог района,- А как вы его выгрузили, он же двое суток
простоял? Не знаю,- отвечаю,- спросите у докеров. Оказывается, сработала
чисто человеческая смекалка. Никто им не мешал, они придумали сами.
Просто добавили тонкий тросик посредине и все. Прогиба не стало и вагон
быстро выгрузился.
Вот
вспомнились два случая, которые произошли в самом начале моей
стивидорской карьеры, где-то в 1980 году. Я работал с бригадой
Сабельникова Василия, на 6,7 причалах порта. В то время потоком шли
металлоконструкции для завода
ВАЗ в Тольятти. И весь причал был завален различными трубами сложной
конфигурации, ящиками и т.п. Бригады тогда ещё работали в три смены. На
железнодорожный график перешли только через несколько лет.
Так
вот, в тот день бригада работала в ночную смену с 00.00 до 08.00.
Перерыв на обед был с 03.00 до 04.00.После перерыва, когда уже начало
светать, т.к. было лето, уже около 05.00 меня находит бригадир
Сабельников и ошарашивает – пропал один докер Саша Н.Парень устроился
совсем недавно, был высокий и здоровый. С высшим образованием, что было
необычно для докеров. Говорит бригадир, что они уже всё обыскали, в том
числе и гараж Базы Внутренней Механизации, нигде его нет. Опросили
докеров. Говорят, что во время обеда он появился, взял фуфайку и куда-то
ушёл. Я сообщил начальнику смены Корякину Г. И в
табельной позвонил пограничникам, сообщил, что потерялся человек. Они
сказали, что ищите еще, потом позвоните, если не найдётся.
Я
и начальник смены Корякин Г.Д. походили, поискали, а потом решили
разделиться. Корякин пошел по кордону, вдоль причала, а я вдоль дороги.
Осматривали все, что попадалось на пути. И вот где-то посредине склада
на причале лежит огромная труба, диаметром около полутора метров.
Заглядываю туда, а там наш пропавший сладко спит, на фуфаечке.
Раздолбали, конечно, его.
Прошло
около месяца. И уже в дневную смену, где-то в 13.00,снова, меня находит
бригадир Сабельников В. И говорит, - Ты, наверное, будешь смеяться, но у
меня опять пропал человек, Рома
Ш.,долбанный татарин. Не пришел с обеда. Вот жена его Люда рыдает. А
Люда работала тальманом (счетчиком груза). Он, по национальности, точно
татарин. Настоящее имя Рииф Гарифович Ш-динов. Потом он стал хорошим
водителем и крановщиком.
Снова ищем. Правда, пограничникам не звонили. Где-то через полчаса кричат, - Нашли! Спит в курилке.
А
тогда ещё между 5-м и 6-м причалами была галерея элеватора, которая
была когда-то построена для отгрузки зерна на экспорт. Отгрузки через
неё уже не было, но она была. Снесли её уже намного позже. Так вот, в
заборе, отделяющий порт от элеватора был небольшой выступ. И возле этого
выступа поставили переносную деревянную курилку. И этот Рома забился в уголок этой курилки и заснул. Да так крепко, что проспал обед и часть рабочего дня.
В
середине восьмидесятых я работал начальником смены района. И вот,
зимой, мы ,после ночи, сдали смену, и ушли домой. А когда вышли через
двое суток, ко мне обращается старший стивидор и требует объяснение по
сходу вагона с путей. А по правилам железной дороги, если вагоны сошел с
путей, его необходимо изъять из эксплуатации, направить в вагонное депо
и сделать ревизию колесных пар. Все это недешево, расходы возмещал
виновный.
Но,
так как я и стивидор этого участка Ваня О-в, никакой вины за собой не
чувствовали, то мы так и на- писали. Чере некоторое время нас вызывают в
табельную и дают на подпись приказ по порту о взыскании с нас немалой
суммы денег за сход вагона. Хоть я и написал, что не согласен, но это не
имело никакого значения. Главное, в таких случаях, подпись. То есть ты
ознакомлен. А твоё мнение никого не интересует.
Я, в тот же день, иду в управление порта и пишу заявление в Комиссию по Трудовым Спорам. А на копии прошу расписаться. Проходит
время, молчок. Снова иду в управление. Потеряли ваше заявление. А может
его и не было? - ухмыляются. Показываю копию. Забегали, как укушенные,
время-то рассмотрения прошло. Назначают день рассмотрения нашего дела.
Приходим
мы с Ваней, сидим в коридоре. Заходят несколько человек, во главе с
юристкой порта. И минут сорок нас не вызывают. Зовут, потом. Заходим. И
юристка с места в галоп, - Тут всё понятно, вы виноваты, нечего
обсуждать! Я, вначале, разъяснил, что я всего три месяца назад перешел
на район с Главной диспетчерской порта, где шесть лет работал
диспетчером порта по железнодорожным операциям. И, соответственно, все
знаю по проблемам, связанными с ж. д. транспортом. И сказал, что нам, во
время смены никто никаких претензий не предъявлял, акта мы не видели.
Показывают мне акт. А там время его написания грубо исправлено на
08.00.Объясняю КТС, что вагонный осмотрщик станции, при всем желании, даже если он бежал, то ранее 08.40 не мог попасть на место схода вагона. И добавляю, что, мы подадим в суд, если нас все же заставят заплатить за сход вагона. Часа два воевал я с юристкой. Остальные молчали. Потом она перенесла рассмотрение.
На
следующий раз в КТС сидело уже человек двенадцать. Вот, говорит
юристка, - тот осмотрщик, что обнаружил сход. (А он перешел уже в порт) Хорошо,
отвечаю, к нему один только вопрос – в котором часу вы обнаружили сход
вагона? В 09.00 ,- отвечает. Всё, спасибо, - говорю,- мы же смену сдали в
08.00,а за час я вам сто вагонов столкну с рельсов. А кто тогда
виноват? - спрашивает юристка. Тот, - отвечаю, - кто исправил время в
акте. Юристка рассвирепела и оторвалась на руководство района. Раз вы не
расследовали, как надо, - говорит, - за сход заплатите вы. Потом, выйдя
в коридор, сказала зам. начальника района,- Если у вас такие умные
стивидоры, зачем вы тогда сюда приходите?
Деньги
то нам вернули, но за следующий год, понятно, я потерял много больше. В
силу различных репрессий. Но был один и немалый плюс во всём этом. Я
ещё работал на районе лет 25.И юристка порта не подписала НИ ОДИН приказ
по порту, где фигурировала моя фамилия! А всех недовольных посылала ко
мне, чтобы я собственноручно подписью подтвердил свою вину.
Как-то, лет через десять, после описанного выше случая, главный технолог порта вместе с зам. начальника района ЧЕТЫРЕ часа убеждали меня согласиться ,что я виноват в некотором происшествии. А я разогнался соглашаться…