вторник, 18 февраля 2014 г.

Kherson,1964





        Х  Е   Р   C   О   Н

              1964,etc.

        Херсон, это город, в котором я учился, женился и, какое-то время жил. А попал я в него так:

                        В начале июня 1964 года, я закончил 8-й класс школы. Передо мной, как и перед всеми выпускниками стала задача, что же делать дальше. Продолжить ли учёбу в 9 классе школы или куда-то поступать.
                            Теперь, я думаю, необходимо небольшое разъяснение предыдущих событий.
                У меня был друг детства Саша Карась, на два года старше меня, который жил недалеко, четыре дома от нас. Его семья была более обеспечена, чем наша, и он мог позволить себе больше, чем я.
                         Играли мы, в основном, в его дворе. Вот от него я и заразился морской романтикой. Саша, после 8 классов, поехал в Одессу к брату и поступил в мореходную школу, кажется, на специальность-судоремонт. К лету 1964 года, он один или два раза приезжал, в морской форме.
                         Кроме того, я был очень активный в школе и не только в школе. В школе, уже, будучи комсомольцем, я был председателем совета пионерского отряда класса, горнистом школы, старостой класса, старостой туристического кружка школы. В доме пионеров
я занимался в фотокружке и был ответственным за комнату, где базировался фотокружок, а также был старостой туристического кружка, руководителем у нас был Фесенко Михаил Федорович.
                       Вот на этом фоне я закончил 8-й класс школы и стал перед выбором, куда же мне поступать. Проштудировав все доступные мне справочники, я послал запросы в Новочеркасский геологоразведочный техникум, Приморско-Ахтарскую мореходную школу (3-х годичную), Херсонское мореходное училище рыбной промышленности. Из первых двух пришел ответ, из Херсона ответа не было. Практически весь июнь я работал. С Семёном Назаренко, моим школьным другом, мы работали по разгрузке вагонов на железнодорожной станции. Мы заработали по 75 рублей, что было немало по тому времени. За эти  деньги я и поехал поступать. Где-то в конце июня мне попался на глаза адрес Херсонского Мореходного Училища ММФ. Я сразу же послал туда запрос. И вскоре пришел ответ с условиями приема.
                       Документы у меня готовы не были. Как оказалось, тяжелее всего было получить характеристику из школы. Ведь продолжались каникулы, в школе никого не было. С трудом дома нашел классного руководителя Коваленко Тамару Николаевну, она написала мне характеристику. Но её нужно было заверить печатью школы. Пришел  в школу, к завучу, прошу поставить печать. И тут выясняется, что печать в сейфе, а сейф закрыт и  нет ключа. Что делать? Ищи директора школы. Я взял адрес директора, это оказалось на другом конце города. Когда нашел директора школы, то он сказал, что у него тоже нет ключей, их потеряли.
                     Я оказался в безвыходной ситуации. Без характеристики документы не примут.
А характеристика без печати недействительна. А время идет, уже июль, экзамены начинаются с 1 августа. И никто ничего не мог подсказать или сделать.
                     И вот, в один из дней, после работы в фотолаборатории Дома Пионеров, я почему-то решил выйти через парадный вход. Когда шел мимо кабинета директора, она меня окликнула. Она хорошо меня знала. Спросила, что я собираюсь делать дальше, где буду учиться. Я рассказал ей  о  проблеме с печатью школы. Она и говорит мне-иди в Гороно к заведующему, что терять. Я так и сделал. Заведующий Гороно, кажется Крюков,  выслушав меня, без лишних слов поставил печать на характеристике. В тот же день я отослал документы. Думаю, что я был единственный абитуриент с печатью Гороно на характеристике.
                    Где-то в двадцатых числах июля мне пришел вызов на экзамены на 5 августа 1964года. Теперь стал вопрос-как ехать в Херсон. Дело в том, что я до этого времени практически никуда не ездил. Тем более сам. Летом 1962 года я был в пионерском лагере в Горячем ключе, а летом 1963 года на слете туристов Краснодарского края в Казачьей щели, под Туапсе. Но везде нас возили. А тут нужно ехать самому, да ещё так далеко. Начал всех расспрашивать. И дядя Андрей, который жил с тетей Тиной в домике напротив нас и работал в порту, посоветовал мне, как ехать. Садись, говорит на ОМ-311(пассажирский теплоход), доедешь до Жданова (теперь Мариуполь), там пересядешь на т/х «Молдавия», доедешь им до Одессы, а там до Херсона рукой подать, как нибудь доберешься. И, т.к. других вариантов не было, я решил воспользоваться этим советом.
            


  
Так как необходимо было всё увязать с приходом т/х «Молдавия» в Жданов, да еще и не опоздать на экзамены, я,30 июля выехал из Ейска, рассчитывая, что в пути буду три-четыре дня. Прибыв, через четыре часа, в Жданов, я сразу пошел в кассу на морском вокзале.

Там стояла очередь, человек 20.Билеты должны были начать продавать часа через два. И ещё объявили, что остался только 4-й класс, т.е. палуба. Заняв очередь, я пошел погулять по городу. Спросил, как добраться до ж. д. вокзала. Мне сказали, что нужно сесть на трамвай, уж не помню, какой номер, и он довезет прямо до вокзала. Приехал на вокзал, пошел в кассы. Спросил, можно ли доехать до Херсона и когда я буду там. Мне сказали, что я буду в Херсоне завтра утром. Ну, что тут думать. Я взял билет и утром 31 июля я уже на вокзале в Херсоне, с чемоданом полным книг.
                    Напомню, что 16 лет мне исполнилось только в ноябре описываемого года. А в июле было.…Да что говорить и так понятно.
                    И вот вышел я на привокзальную площадь Херсона.
Спросил у какого-то мужика как добраться до мореходного училища. Он говорит-Дай 20 копеек, скажу. Дал я ему 20 копеек, и он сказал, что нужно сесть на 1-й троллейбус и выйти на остановке Перекопская, прямо против училища.
С вышеуказанным чемоданом, я зашел в училище и, сразу, в приемную комиссию. А там мне говорят-приехал рано, экзамены только пятого, жди. Где мне ждать, в гостиницу не пустят, нет паспорта, не на улице же ночевать! Ну, иди в экипаж, проси коменданта, может возьмет.
                     Какие-то курсанты шли в экипаж(общежитие), и я с ними дошел.
Комендант говорит-нет мест, всё занято. Я и ему рассказал, что идти мне некуда, нет паспорта. Тогда он сказал, что если я соглашусь каждый день перебрасывать уголь в подвале котельной, может и найдется место.
Ну, что мне оставалось делать, я, естественно, согласился.
                    И вот, с 1-го по 4-е августа, я и ещё двое таких же, как и я, перебрасывали уголь в подвале экипажа с 08.00 до 12.00.Потом шли в учебный корпус, наблюдали, как идут экзамены, решали задачи, в общем, готовились к экзаменам.
                    5-го первый экзамен-диктант. В школе, диктанты я меньше, чем на четверку не писал. И был уверен, что и здесь всё будет нормально. Текст зачитали из журнала «Коммунист», о пребывании Н.С.Хрущева на открытии Ассуанской плотины в Египте. На следующий день, с утра, бегом в учебный корпус, смотреть, нет ли меня в списках двоечников. Не было.
                    Второй экзамен математика письменно. Решил всё, кроме одной задачи по геометрии. Попалось что-то незнакомое. Кинули шпаргалку, переписал, но был уверен, что решение неправильное. Уже после всех экзаменов мы узнали, что задача была из программы 9-10 класса, а сдавали то мы экзамены на базе 8-ми классов. Кому-то я ещё помогал решать примеры, задачи. После экзамена, я был уверен, что не сдал. Пошел в экипаж, собрал свой чемодан, приготовился ехать домой. Но на следующий день, несколько раз просмотрев списки двоечников, себя не нашел. Какие оценки получил по экзаменам, я не знал, т.к. никто нам это не сообщал.
                   Последний экзамен был математика устно. Нужно было по билету решить задачи, примеры, затем у доски доказать теорему. Примеры я решил без проблем, вышел доказывать теорему о равенстве треугольников. Я не очень хорошо знал эту теорему, что-то забыл. И тут мне помог случай. Экзамен принимал Василий Алексеевич Большаков, и, пока я писал на доске теорему, в аудиторию зашел завуч училища Ларионов, и они стали о чем-то разговаривать. Они разговаривают, я доказываю теорему. Всё, что я не знал, пропустил под шумок. Закончил и говорю-Всё. Большаков взял мой листок с примерами, посмотрел и говорит-Всё правильно-пять. Завуч спросил, – А какие оценки у него по остальным экзаменам? – Две тройки, но это бывает.
                  После этого нужно было переждать ещё один поток экзаменов. Мандатная комиссия была 15 августа. Для поступления нужно было набрать 13,5 баллов, учитывая школьный средний балл. Школьный, у меня был 4,2,так что я набрал 15.2.
                 После мандатной комиссии, нам объявили, что кто хочет, может, до 28 августа, ехать домой, А остальные в колхоз.
                 К этому времени денег у меня осталось только на дорогу.06.60 рублей стоил билет на поезд до Жданова и 01.20 рублей билет на ОМ-311 до Ейска. На еду денег не было. Это более чем за сутки до отъезда из Херсона. В парке Комсомола нашел бутылку из- под молока. Сдал её-15 копеек. Кто-то добавил 1 копейку, и я купил булку хлеба. Вот с этой булкой я и поехал домой.
                 Утром вышел на вокзале в Жданове, нужно добираться до морвокзала, а денег то нет. И я пошел пешком. Расстояние, примерно, километров шесть, семь. Но какой тяжелый чемодан! И как хочется, есть. Чемодан я нёс то в руках, то на плечах. В глазах круги. Шатаюсь.
Не знаю, сколько времени я шел. Но когда пришел на морвокзал, ещё пришлось чуть более часа ждать отхода теплохода


на Ейск. Сел на скамейку в здании морвокзала и стал ждать теплоход. Если не ошибаюсь, он отправлялся в 13.00.Пока ожидал, поел немного хлеба.
                В Ейске, я тоже пошел пешком, но там уже было легче-я шел домой. Дома я поел даже тюльку, которую никогда не ел. Половина булки хлеба я привез домой.