понедельник, 21 апреля 2014 г.

Mariupol






  
       М  А  Р  И  У  П  О  Л  Ь

                 1964, etc.



            В первый раз я попал в Мариуполь в 1964 году. В конце июля я ехал в Херсон поступать в мореходку. Смотрю, надписи на украинском языке. А у нас на Кубани, по селам и станицам, говорят на смеси русского и украинского, так называемый «суржик». Так что кое-что я знал. Но в то же время, когда  купил билет на поезд до Херсона, и было ещё время до отправления, я пошел прогуляться в окрестностях ж.д. вокзала. Иду и чувствую запах свежего хлеба. А на заведении надпись - «Перукарня». Сначала я подумал, что это пекарня, но заглянул и увидел, что это парикмахерская. А запах хлеба из соседнего гастронома.

                  И уже в училище я начал учить украинский язык. Все началось с книги «У Чорных лицарiв» Ю.Дольд-Михайлика.

Первую его книгу – «И один в поле воин» я читал ещё дома. Вторая же вышла только на украинском, да ещё  и очень тяжелым языком. Но у нас в группе было много чистых украинцев, так что было, у кого спросить.
       Как я уже упоминал в предыдущих рассказах, я после училища, начал работать в Азовском Морском пароходстве, в котором Жданов (Мариуполь) был базовым портом.
                     Но, наверное, будет интересно узнать, как я попал в АМП. Распределение проходило в марте 1968 года. На распределение было выставлено – АМП (Жданов) – 4 места, ЧМП (Одесса)-28 мест, остальные в СДМП (Измаил) и СМП (Холмск, Сахалин). Учитывались различные факторы, но основным были оценки за обучение. Комплетовала всех группа курсантов. В которой были и мои явные недруги, хотя я ни с кем  в училище не конфликтовал. Но в душу ведь никому не залезешь, а в голову и подавно. И, как я потом узнал, меня умышленно отодвинули подальше. То есть подтасовали. Я был 33-м по списку, а по моим подсчетам, должен был быть не ниже 30-го. То есть и Жданов и Одесса мне не достались. Я попросился на Сахалин, считая, почему-то, что там будет проще получить жилье. В Измаил я не хотел, так как знал, что там  морских судов, выходящих за границу, очень мало и большинство выпускников очень долго пашут в каботаже за копейки.
      Но, перед самой практикой, меня вызвал начальник специальности  и сказал, что я на Сахалин не поеду, так как женат. Нечего Вам там делать, - сказал Харламов В.Г.,-поедете в Измаил.
                        И, с таким результатом, я пошел на практику. А на т/х «Николай Гоголь»

, где я практиковался, был капитан, бывший начальник Сахалинского Пароходства. И я, выбрал момент, и спросил его, что мне делать, как попасть туда, куда мне хочется. Он ответил, что выход только один – написать письмо в отдел кадров Министерства Морского Флота и обосновать свою просьбу.
        Что я и сделал. Из практики я вернулся на месяц раньше срока и сразу же написал в ММФ,c просьбой перенаправить меня в АМП (Жданов), так как я родом из Ейска и родители проживают там. Отравил, ни на что не надеясь. Кто я – песчинка в море!
       И вот начались Гос. экзамены в конце июля. Сидим группой в аудитории


где-то числа 10-12 августа, готовимся к, кажется, третьему экзамену. Заходит командир роты, капитан-лейтенант Котов Н., называет мою фамилию и говорит, что согласно РДО (радиограммы) начальника отдела кадров министерства, я перенаправлен в АМП (Жданов).
    Тут необходимо уточнить, что АМП,  в те времена  было очень выгодным местом. Суда, в основном, стояли на коротких рейсах и постоянно моряки отоваривались. Когда в ЧМП (Одесса), рейсы были по 9 месяцев, и не всегда была отоварка. И попали туда, в АМП, по распределению только наши старшины, а также по вызову из АМП те, кто до училища там работал и один окончивший с красным дипломом.
        После этих слов командира роты, у всех присутствующих,  шок! Никто не ожидал такого поворота и такой прыткости от меня. Бросились ко мне с вопросами. Я ответил правду, как и было на самом деле. И многие кинулись писать в ММФ. Как, например, наш старшина Бондарь В. Он почему-то решил ехать на Сахалин, хоть мог выбрать любое место, но за лето женился, и жена совсем не хотела ехать к черту на кулички. Но никому более такой удачи не выпало.
        До получения квартиры в 1974 году, я был прописан в общежитии моряков и жил, в промежутках между рейсами там же или в гостинице «Моряк».
       О том, как я получал квартиры и о некоторых приключениях, я расскажу в следующем очерке.