суббота, 5 апреля 2014 г.

Novorossiysk







Н  О  В  О  Р  О  С  С  И  Й  С  К

                    1965, etc.

            В Новороссийске я бывал много раз. На разных судах и по разным поводам. Но впервые я туда попал на УПС «Това­рищ» весной 1965 года.
            

   
Поставили нас к пассажирскому причалу. Поглазеть пришло много людей. И среди них видим нашего бывшего кур­санта Кузнецова. Поступил он в училище легко, начал учиться в нашей группе, сидел впереди меня. Но, спустя дней десять его не стало. И руководство факультета все разъяснило. Оказывается он не смог перенести разлуку с родными. Каждый день писал им письма в Новороссийск по 5-10 страниц. Его мама даже писала в училище с возмущением, что с её сыном. А кончилось тем, что он уехал домой.

          

  
И вот, он пришел к борту УПС «Товарищ». Но на борт никого не пускали, а нас отпустили в увольнение только вече­ром.

                 Запомнился ещё один случай, связанный с Новороссийском. В марте 1972 года я работал на т/х «Шахты». Загрузившись металлоломом в Бердянске, мы вышли из порта, А море было полностью замерзшим. Немного прошли до рекомендованного курса и остановились, в ожидании каравана судов с ледоколами из Жданова. Ночью началось сжатие льда, было слышно, как лопаются шпангоуты в трюмах.
          

 
Наутро подошел караван. Один ледокол шел впереди, а второй- шестым по счету. Нас поставили за вторым ледоколом, как судно с самым малым ледовым классом. И когда до входа в Керченский пролив оставалось совсем чуть-чуть, мы, на ледо­вом канале, налетели на торос. Пробили правую скулу и форпик, который сразу же наполнился водой.

               Самое лучшее – идти в Керчь в док. Тем более что Кер­ченский порт и СРЗ относились к нашему, Азовскому пароходству. Но Керчь отказалась принимать аварийное судно, а капи­тан проявил слабость и не настоял. Пришлось идти в Новорос­сийск.

              А Новороссийск – чужой порт, Черноморского пароходства, и мы ему и даром не нужны. Неделю нас гоняли с причала на причал. Мы всем мешали. В конце-концов поставили к причалу цементного завода и за полдня всё сделали. Наложили латку на дырку.
        


  
А так как это был каботажный рейс и денег у всех уже не было-забрали жены по приходу из заграницы, то особенно не погуляешь. Сидели, в основном на судне.

             Ну, а в другие приходы я, конечно, обходил город. Был на пляже


на Малой Земле и т.п. Ну и ресто­раны, понятно, посещали. Был тогда новый ресторан «Бриган­тина» с балетом, а пел там какой-то лауреат песенного конкурса. Это для нас был новинка.

             Как-то один раз стояли в порту и начался ветер, знаменитая «Бора». Обычно, если судно стоит на рейде, то оно уходит из бухты под прикрытие берега. А тут  мы стояли в порту. Пришлось вытащить якорь на берег, расклепать цепь и ею обмотать береговую пушку.


            Ветер, конечно, страшный! Я больше нигде и никогда не видел, чтобы ветер отрывал от поверхности капли воды и уносил их вдаль. Но для нас всё прошло хорошо.