четверг, 3 апреля 2014 г.

Meeting of tourists of Krasnodar region

С      Л      Ё      Т

Т У Р И С Т О В      КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

Как я уже упоминал ранее, в школе я был очень активным общественником.
Кроме всего прочего, я занимался в туристическом кружке Дома пионеров и был его ста-
ростой. Руководителем у нас был Михаил Федорович Фесенко. Он ещё вел кружок рисования, т.к. был неплохим художником. В кружке занималось человек десять, точно уже не помню. Нас научили правильно ставить палатку, разводить костер, укладывать рюкзак. Ейск находится в степной зоне, лесов вокруг нет, и, для тренировок, была выбрана очень широкая защитная полоса, она называлась «Заколдованный лес». Находилась она километрах в 15 от города, за селом Александровка. Обычно мы доезжали на автобусе до Александровки, а иногда и только до Широчанки, и дальше шли пешком. В середине этого Заколдованного леса была большая поляна, где мы ставили палатки и разводили костер, на котором готовили еду. У костра несли вахту, по очереди, следили, чтобы он не погас. В 1962 году я был в пионерском лагере в поселке Горячий ключ,
а наш кружок делал выезд в тот же район.
Они меня даже навестили в пионерском лагере. В 1963 году предстоял слёт туристов
Краснодарского края. Основной группой на этот слёт ехали десятиклассники, уже более
опытные. Нас же Фесенко М.Ф. брал набраться опыта, чтобы на будущий год уже мы
поехали на подобный слет. В нашей группе все были одного возраста, но из разных школ города мы все закончили седьмой класс и перешли в восьмой. Слет должен был проходить в Казачьей щели, невдалеке от  Туапсе.
                                      На поезде мы ехали до Краснодара, оттуда автобусом до Горячего
ключа.
                                     Горячий ключ.Гора Петушок.Река Псекупс

Горячий ключ.река Псекупс

Горячий ключ

От Горячего ключа мы двинулись пешком. Перешли на правый берег речки Псекупс,
немного прошли и остановились на большой привал. Пообедали и пошли дальше. А дальше
начался Михайловский перевал. Это значит, долго поднимаешься в гору, а затем еще дольше
спускаешься с нее. Кроме своего рюкзака, каждый нес ещё что-нибудь общее. Вначале я с
кем-то напару нёс огромный бак, набитый продуктами, а потом мне навесили спереди
ещё один рюкзак, тоже с продуктами.

Его я нёс до конца перевала. Но если вверх идти было
тяжело, но приемлемо, то вниз – очень тяжело, на грани возможности. Рюкзак сильно
тянул вниз. Идем вверх, навстречу мотоцикл с коляской. Спрашиваем: «Далеко ли верх пере-
вала?» «Один километр». Идем дальше, проходим километр. Навстречу группа цыган. К ним
тот же вопрос. Ответ:  «Два километра». Напомню, идём по дороге, шириной 8-10 метров,
справа гора, слева обрыв.
                                       Наконец, дошли до средины перевала. Остановились на привал. Сели
куда попало. Поели свежей капусты, выпили воды и двинулись вниз. Закончили спуск мы около 17.00 .Сели отдыхать под огромным деревом.
                                                                       Наш руководитель куда-то отлучился и вскоре
прикатил на грузовике. На этом грузовике нас привезли в городок Джубга.
                                       На небольшой полянке, возле местного клуба, мы поставили палатки, немного перекусили и, уже стемнело. Несколько человек пошли в клуб смотреть
кино. Но посмотреть нам не удалось, одна наша девочка, Катя, потеряла сознание. Видно
тепловой удар. Мы её вынесли на улицу, привели в чувство и завалились спать.

Джубга

Наутро быстренько собрались, спустились на пристань и сели на
катер. Катер через час привез нас в Ново-Михайловку. Немного прошли и оказались на
Ново-Михайловской турбазе. Оказывается, Михаил Федорович тут когда-то работал,
все его знают. Он пошел, договорился с руководством, и поставили лагерь внизу, невдалеке
от моря. На том месте мы пробыли одну ночь, потом он упросил руководство турбазы и
нам разрешили поставить лагерь вверху, на горе, где намного спокойнее, почти никто не
ходит.

Новомихайловка

На этой турбазе мы пробыли больше недели. Загорали, купались, ныряли
с маской. До чего красив подводный мир Черного моря у побережья Кавказа! Мне так пон-
равилось, что я целыми днями не вылезал из воды. Потом, Михаил Федорович устроил нам
экскурсионную поездку в Сочи. Нанял автобус и по горным дорогам, мы покатили в знаме-
нитый город-курорт. В Сочи покушали в столовой, осмотрели Дендрарий, парки и, к вечеру,
оправились назад. Вскоре настал срок нашего появления в Казачьей щели. Близилось время
начала соревнований. Снова руководитель нанял автобус, и нас подвезли, чуть ли не вплотную к месту соревнований. Вышли и где-то часа два шли пешком.
                                  Каждой команде – участнику соревнований, было выделено место, где
они установили свой лагерь, где кроме палаток, должна была быть устроена столовая и
кухня. Все это оценивалось системой балов, которые прибавлялись к балам полученным
по результатам соревнований. Нам отвели место немного в стороне от всех. Мы аналогичным образом установили свой лагерь, только нас никто не оценивал.

Начала соревнований нам пришлось ждать более суток. Саперы разми-
нировали весь участок – во время войны там проходили бои, и оставалось очень много
боеприпасов и оружия.
                                 Тут уместно рассказать случай, происшедший годом раньше, недалеко
от Горячего ключа. Из пионерского лагеря нас, большую группу разновозрастных детей вывезли на пикник в горы. И вот в районе пикника, я и еще двое из нашего отряда на берегу, пересохшего ручья увидели гранату-лимонку. Но мы её трогать на стали, пошли дальше. Мы наблюдали также россыпи боевых патронов, различных типов, были и трассирующие. Мы были старшая группа, все уже понимали, и трогать ничего не стали. А другие – стали. Вскоре должен был состояться прощальный костер, он уже был установлен. Но хорошо, что кто-то из взрослых увидел, что в приготовленном костре куча боевых патронов. Представте, сколько  было бы жерв. А на следующий день после приезда с пикника, вожатые заметили, что малыши что-то бросают. Оказывается ту лимонку, что мы видели в пересохшем ручье. Хорошо, что не выдернули чеку. Наш вожатый взял эту гранату и понёс в отделение милиции. Рассказывал, что когда зашел в милицию, там шло совещание. Он положил гранату им на стол. Все были в шоке. А костер – отменили.
                                    Ну, сами соревнования описывать неинтересно. Наша команда заняла
седьмое место по всему краю. Это очень неплохо. Как мы возвращались домой я совсем не
помню.
                                    В туристическом кружке я занимался до следующего лета, до оконча-