А Л Е К С А Н Д Р И Я
A L E X A N D R I A
( Egypt)
1969,etc.
В египетской Александрии я бывал много раз на разных судах и в разных статусах. Но впервые я туда попал осенью 1969 года на т/х «Дебальцево».
На этом судне я начинал работать помощником капитана, четвертым, конечно.
Судно поставили на линию Жданов – Александрия. Мы в Египет возили уголь. Линия, конечно, была напряженной и малодоходной для нас. Погрузка в Жданове длилась, максимум, 12 часов, а обычно быстрее. В Александрии стояли двое-трое суток. Переход - шесть суток в один конец. Выгружали портальными кранами, что необычно для Александрии.
Когда, уже на других судах, мы приходили в Александрию, то выгружали нас нашими же стрелами, а в трюмах, да и на берегу, пахали вручную. Любую руду насыпали мотыгами в плетеные корзины, ставили на весы, потом подавали на плечи грузчику. А он бегом бежал и высыпал на кучу.
Я,
как-то, спросил стивидора (руководителя работ), а почему вам не
поставить краны? Он ответил, что ручной труд дешевле. Потом показал мне
одного грузчика. У него, - говорит,- четыре жены и он ещё не каждый день
выходит на работу. Значит хватает.
Воровали в те времена, в Александрии, страшно. Металл, особенно цветной, канаты. Да и все, что плохо лежит. У трапа мы ставили двух человек, вместо одного и стоял помощник, на ночь трап поднимали, а на бак и корму выставляли вахту бдительности.
Как-то
стоял я вместе с вахтенными у трапа. А всех праздношатающихся мы уже
знали в лицо. Вдруг один пропал. Я бегом по судну. Нашли его на главной
палубе на другом борту под
трапом. Он голой пяткой пытался открутить бронзовую заглушку. Выгнали их
всех на берег. А тут два полицейских. И те начали их лупить палками.
Двое прыгнули в воду, остальные убежали.
В то время покупать в Александрии нам было нечего. Ну, кроме фруктов, конечно. Фрукты были относительно дешевые. Апельсинами обьелись. У нас, в Союзе, их, практически, не было. А так несколько раз нас возили на различные экскурсии. Там был большой и хороший зоопарк.
Удивительные
вещи наблюдали. Приходит клерк из конторы капитана порта. Обычный
клерк, самого нижнего ранга, бумажку принес. Так вот, с ним идут ещё три
человека, помощники. Один несет папку, другой портфель, третий ручку. И все ждали какого-нибудь презента. Обычно давали сигареты.
Как-то
мне надо было позвонить в контору капитана порта. Я пошел в столовую на
территории порта. Ну, о чистоте говорить не будем. А вот кушали они все
одно и тоже. Крупные коричневые бобы с подливой. Запивали стаканом так
называемого кофе(бурда обыкновенная, чуть закрашенная небольшим
количеством кофе). А большинство грузчиков обед приносили с собой.
Видели неоднократно, что они кушали. Тонкий такой лаваш,у нас сейчас
такой же появился, и в нем зелень. И всё! По причалу ходил разносчик,
носил такое же странное кофе и воду. Платно, конечно.
А
вот общаться с египтянами было легко. Все, кто с нами общались, знали
английский. И говорят они также, как и мы. С англичанами, например,
общаться сложно. Они говорят быстро, съедают по пол слова и т.п. А у
американцев, так вообще свой английский.