М А Р И У П О Л Ь – 4
1969 год
Перегон т/х «Тихвин»
Об
этом теплоходе я уже неоднократно упоминал в предыдущих рассказах. А
сейчас я хочу более подробно рассказать об этом приключении. Хотя в то
время я вовсе не считал это приключением. А совсем наоборот.
Для
тех, кто не читал предыдущие опусы, повторю, как я попал на этот
теплоход. Вырабатав недостающий плавательский стаж матросом на т/х
«Фирюза»
и т/х «Ейск»,
летом 1969 года я сдал экзамены на помощника капитана. Но, так попало, что в это, же время сдавали экзамены и выпускники Одесской высшей мореходки. И молодых 4-х помощников оказалось слишком много. Поэтому нас распихивали куда попало, лишь бы не мельтешили перед глазами инспекторов отдела кадров. Так я попал 2-м помощником на лихтер «Бея»,
а потом и на перегон т/х «Тихвин» на ремонт в Одессу.
и т/х «Ейск»,
летом 1969 года я сдал экзамены на помощника капитана. Но, так попало, что в это, же время сдавали экзамены и выпускники Одесской высшей мореходки. И молодых 4-х помощников оказалось слишком много. Поэтому нас распихивали куда попало, лишь бы не мельтешили перед глазами инспекторов отдела кадров. Так я попал 2-м помощником на лихтер «Бея»,
а потом и на перегон т/х «Тихвин» на ремонт в Одессу.
Теплоход
«Тихвин» был небольшим судном, грузоподъемностью 1200 тонн. У него было
всего два небольших трюма. Использовали его, в основном, на перевозке
песка из Донузлава в Ялту и уголька из Ялты в Феодосию. То есть на
небольших переходах и только в Крыму. Чистый каботаж. И зарплата,
понятно, чистая, без всяких надбавок. Разве что премия иногда.
Заработать что-то на таких судах было невозможно. Ставка матроса 2-го
класса была 100 рублей,1-го -105 руб. Ставка третьего помощника – 140
руб. Не разгонишся. А Ялта и Феодосия – курортные города и цены там
немаленькие. Не будешь же все время сидеть на судне…
В очередной выход из Ялты, прямо на рейде т/х «Тихвин» ударил пассажирский лайнер «Узбекистан» .
Ударил в левый борт. Смял левое крыло мостика-рулевой рубки и пробил дыру в корпусе чуть выше ватерлинии. Т/х «Тихвин» отогнали в порт приписки Жданов (Мариуполь) и поставили к причалу судоремонтного завода. Стали готовить к списанию, так как судно на тот момент уже выработало свой ресурс. Но, когда документы попали в министерство, там начали задавать вопросы. Кто виноват и кто будет платить? Так как виновник был т/х «Узбекистан», то стало понятно, что платить должно Черноморское Пароходство. Но им стала жалко денег, и они решили отремонтировать аварийное судно на своих судоремонтных заводах.
Ударил в левый борт. Смял левое крыло мостика-рулевой рубки и пробил дыру в корпусе чуть выше ватерлинии. Т/х «Тихвин» отогнали в порт приписки Жданов (Мариуполь) и поставили к причалу судоремонтного завода. Стали готовить к списанию, так как судно на тот момент уже выработало свой ресурс. Но, когда документы попали в министерство, там начали задавать вопросы. Кто виноват и кто будет платить? Так как виновник был т/х «Узбекистан», то стало понятно, что платить должно Черноморское Пароходство. Но им стала жалко денег, и они решили отремонтировать аварийное судно на своих судоремонтных заводах.
Но
для этого судно нужно было перегнать из Жданова в Одессу. А команды на
судне уже давно не было. Вот отдел кадров и начал собирать команду. Так
большая часть команды оказалась визированной. Всем обещали прислать
замену, сразу по приходу судна в Одессу.
Судно
небольшое, каюты тоже маленькие. И большинство кают на двоих. Я жил
вместе с радистом. Наша каюта была прямо против камбуза. До
кают-компании было четыре шага, до столовой команды на полшага больше.
Столовая команды была самым большим помещением этого судна.
Тут надо добавить, что женщин, а это повар, буфетчица и дневальная, взяли, чуть ли не с
улицы. Они все первый раз попали на теплоход и ничего не умели. И,
соответственно, не знали, как себя вести. Чуть ли не каждое утро мы с
радистом просыпались от страшного крика – Т А Н Я!!! Или ЛЮБА!!! Люба
это кок, а Таня – дневальная. Как я уже упомянул все находилось рядом и
кричать полшестого утра совсем не было необходимости. Или сидим в
кают-компании – обед. Пробуем первое – есть невозможно. Зови кока,-
капитан говорит буфетчице. Приходит Люба. Люба, ты пробовала то, что
приготовила? Нет, - отвечает, - а разве надо? Или бухнет в салат из
капусты столько соли, что есть невозможно. И так далее и тому подобное.
В связи с тем, что ни один навигационный прибор не работал, кроме магнитного компаса,
и не работали ходовые огни, то двигались мы только днем и при минимальном волнении. Немаленька дыра чуть выше ватерлинии говорит о многом. Малейшее волнение и вода хлынет в машинное отделение теплохода. Так что мы были вынуждены заходить во все порты по линии следования. Керчь, Феодосия, Ялта и Севастополь. Только в Севастополе я не выходил на берег. Во первых я его обошел пешком летом 1967 года (см. ранее), а во-вторых, нас поставили к причалу в Казачьей бухте, а это довольно далеко от центра города. В Керчи мы прошлись по центру города, он для меня уже был как-бы свой. Полгода я там жил в 1967 году, а в начале 1969 больше двух месяцев стоял на ремонте на т/х «Ейск». Гулял, конечно, по Феодосии и Ялте.
и не работали ходовые огни, то двигались мы только днем и при минимальном волнении. Немаленька дыра чуть выше ватерлинии говорит о многом. Малейшее волнение и вода хлынет в машинное отделение теплохода. Так что мы были вынуждены заходить во все порты по линии следования. Керчь, Феодосия, Ялта и Севастополь. Только в Севастополе я не выходил на берег. Во первых я его обошел пешком летом 1967 года (см. ранее), а во-вторых, нас поставили к причалу в Казачьей бухте, а это довольно далеко от центра города. В Керчи мы прошлись по центру города, он для меня уже был как-бы свой. Полгода я там жил в 1967 году, а в начале 1969 больше двух месяцев стоял на ремонте на т/х «Ейск». Гулял, конечно, по Феодосии и Ялте.
Самый
большой переход был из Севастополя в Одессу. И вот пришли в Одессу. Нас
засунули на какой-то отдаленный причал и забыли. Стоим, стоим, а никто
ничего не делает и ничего не говорит. И вся команда в долгах, включая
капитана. Все приходили ко мне и брали деньги в счет зарплаты. Одесса
есть Одесса. Любой выход в город – это трата денег. Я выходил в город со
старшим помощником Вадимом Л.А он был любитель сухого вина. Но и сухим
вином можно набраться. Что и случилось тогда пару раз. Мы пешком обошли
весь район, прилегающий к порту, отдыхали в парке Шевченко.
Точно
уж не помню, но стояли мы в Одессе недели три. И никто ничего не делал.
В плане ремонта. И замена ни к кому не ехала. Все визированные
нервничали. Затем, ничего не объясняя, нас заставили перейти в
Ильичевск. Там поставили уже к причалу судоремонтного завода. Но опять
никто ничего не делал. И я решился на побег.
Кому интересно, почитайте о побеге в предыдущих рассказах.
А о том, что было после моего отъезда мне рассказал Володя Кузютин уже на т/х «Дебальцево»
в самом начале 1970 года. Он сам был из Ялты и согласился какое-то время поработать на т/х «Тихвин». Но попал он туда спустя месяца полтора после моего побега. А до этого они работали без третьего помощника. И капитану приходилось стоять ходовую вахту.
в самом начале 1970 года. Он сам был из Ялты и согласился какое-то время поработать на т/х «Тихвин». Но попал он туда спустя месяца полтора после моего побега. А до этого они работали без третьего помощника. И капитану приходилось стоять ходовую вахту.
Из
сборной команды этого судна, я более никого не встречал, кроме двух
человек. Бывший старпом работал супервайзером в агентстве Трансфлот, а
второй помощник Саша, работал на различных должностях у нас в
Мариупольском порту. Сейчас там работает его сын.
О
т/х «Тихвин» я вспоминаю довольно часто. У меня в компьютере закачано
довольно много музыки. В том числе и песни в исполнении Валерия
Ободзинского. Я одеваю наушники и музыка звучит, когда я что-то делаю на
компе. И вот, когда звучит в исполнении
Ободзинского знаменитая Восточная песня (Льёт ли теплый дождь, падает
ли снег…), в моей памяти всплывает картинка – Телевизор, черно-белый,
конечно, в столовой команды т/х «Тихвин» в конце лета или начала осени
1969 года, мы сидим и смотрим субботнюю утреннюю передачу (Это ещё до
Утренней почты, вели два юмориста). Звучит премьера Восточной песни в
исполнении Валерия Ободзинского и слёзы дневальной Тани от этой песни,…
Кстати, Тане я, наверное, был чем-то симпатичен, она аж расплакалась, когда я уезжал…